Пятница 26 Апреля 2024 года

Ко Дню моряка-подводника. Виталий Зюкин: Я преподаю то, чем занимался всю жизнь

19 марта в России отмечается День моряка-подводника.
В преддверии этой даты в информационном центре Дома молодежи «Царскосельский» прошла встреча с Виталием Васильевичем Зюкиным, офицером-подводником, служившим на подводных лодках Северного флота, капитаном I ранга в запасе, профессором кафедры радиационной, химической и биологической защиты  Военного института (военно-морского политехнического) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова».
О выборе жизненного пути, особенностях работы подводников – людей с особым складом души, профессиональной подготовке будущих офицеров и многом другом Виталий Зюкин рассказал в интервью, подготовленном корреспондентом Ксенией Ухрянченко и руководителем объединения «Многогранник-журналистика» ДМ  «Царскосельский» Татьяной Кузнецовой.
– Виталий Васильевич, почему вы решили стать офицером?
– Я родился в 1967 году на Орловщине. Мама была родом из села Упорой Орловской области, а отец – из деревни Алешенка Брянской области. Когда я учился в первом классе, к родителям приехали друзья, курсанты московской военно-политической академии. И тогда я впервые увидел морского офицера в парадной форме. Для мальчишки, который вырос в селе, это было очень сильным потрясением. Взрослые заметили мое восхищение, и вскоре из Москвы пришла посылка, в которой было невероятное богатство – целый пакет звездочек разного размера, якорей и даже эмблема на офицерскую фуражку… Я был самым счастливым мальчишкой, одарил своих друзей, а бабушка с тех пор стала мне говорить: «Вот учись хорошо и тоже станешь офицером». В третьем классе, когда мы писали сочинение «Кем ты хочешь быть?», я, разумеется, уже писал о моряках, кораблях, якорях и о том, что после окончания школы хочу стать морским офицером. Вскоре мои родители переехали в Севастополь, и там, среди моряков и мальчишек, которые тоже выбрали себе путь морского офицера, было трудно остаться в стороне.
Военно-морских училищ в Севастополе было два – командное и инженерное. В седьмом классе я впервые попал на День открытых дверей в Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище, сразу же сделал свой выбор (там как раз открыли химический факультет, а я хорошо знал и любил химию) и начал готовиться к поступлению. Нужно было сдавать и физические нормативы. Подготовиться к этому было несложно: в школе у нас буквально был культ спорта, все перемены мальчишки проводили на турниках. Школу я окончил в 1984 году, в военные училища из нашего класса в то лето поступили семь человек – на разные факультеты. Аттестат у меня был хороший: две четверки – по русскому и алгебре, остальные пятерки. И хотя конкурс был 7 человек на место, все испытания я прошел успешно и в рейтинге поступивших был четвертым (из 150 человек, зачисленных на первый курс).


– Чем запомнилась вам учеба?
– Многим. И упорными занятиями, и спортивными успехами. А еще в училище я сделал свои первые шаги в науку. На третьем курсе надо было определиться с дипломным проектом, и мне предложили практическую тему «Очистка воздуха в аварийных отсеках подводной лодки». Под руководством своего наставника, капитана I ранга Александра Дмитриевича Прошкина, я увлеченно взялся за эту работу.
В училище в то время надо мной подшучивали и называли «мальчиком с шариками»: для исследования мне приходилось постоянно брать пробы воздуха в камеры от футбольных мячей.  Заберу десяток проб – и иду с этими шариками с полигона в лабораторию…  В дальнейшем работу над этой жизненно важной темой я продолжил, когда служил на корабле и учился в адъюнктуре.
– После окончания училища вы сразу вышли в море?
– Учебу я закончил в 1989 году, мне было присвоено звание лейтенанта. Местом службы выбрал Западную Лицу в Мурманской области. В этом гарнизоне зарождался атомный подводный флот нашей страны. В августе я прибыл на атомную подводную лодку К-388 для выполнения обязанностей начальника химической службы. Командиром экипажа был капитан I ранга Николай Николаевич Генералов.
Он при первой же встрече дал понять, что необходимы  не только знания, полученные во время учебы, но от меня требуется еще и умение разбираться в устройстве корабля и нести дежурство.
Поэтому днем я изучал различные схемы, чертил их, а вечерами приходил на корабль и с помощью специалистов в узкой области (например, трюмного матроса, электрика или опытного мичмана) закреплял все на практике. После такой подготовки я успешно сдал  все зачеты флагманскому специалисту и командиру корабля. И вот 7 ноября 1989 года (этот день я никогда не забуду!) был праздник, в северном гарнизоне шел снег, а я шел на корабль заступать на свое первое дежурство.  А в феврале 1990 года я отправился на первую самостоятельную боевую службу. Все корабельные задачи для этого со мной отрабатывал флагманский специалист Владимир Иванович Каменчук: он выходил со мной в море, передавал свой опыт и многому научил. Там я сразу же убедился в верности главного правила моряка-подводника, которое нам постоянно повторяли на всех занятиях в училище: «Если ты понимаешь физику процесса, то ты поймешь устройство любой, даже самой сложной системы». В море ты стоишь вахты, и в то же время продолжается учеба.
Учиться мы не прекращаем ни в море, ни на берегу, так как подводник в любой момент должен быть готов к нештатным ситуациям на корабле, к тому, что может остаться в отсеке один. И поэтому должен знать свой отсек до винтика
и уметь в одиночку выполнить все первичные мероприятия по борьбе за живучесть корабля. Ситуации на нашем корабле бывали различные, но знания, которые мне дали в училище и при подготовке к боевой службе, оказались настоящей «подушкой безопасности». Например, однажды мы вместе с подчиненным искали причину периодического повышения в отсеке концентрации углекислого газа. Внимательно осматривая одно из устройств, которое недавно  разбирали электрики, обнаружили, что на восемь креплений приходилось восемь болтов и семь гаек. А восьмая гайка, как выяснилось,  случайно попала в аппарат поглощения и, оказавшись внутри, не давала клапану плотно прилегать. Сработало главное правило!
– Виталий Васильевич, существует ли ритуал посвящения в подводники для тех, кто отправляется в первый поход?
– Да, есть такой ритуал. Меня посвящали 16 октября 1989 года, я хорошо запом-нил эту дату, потому что накануне, 15 октября, у меня родилась дочь. Когда подводная лодка погрузилась, весь личный состав, впервые вышедший в море, собрали на центральном посту. Нас было двенадцать человек – восемь лейтенантов и молодые матросы. Замполит принес несколько чайников с холодной заборт-ной водой из Баренцева моря. Сняли плафон аварийного освещения (в него, между прочим, помещается  0,7 литра), и каждому нужно было выпить полный плафон морской воды! После этого командир вручал нам удостоверение моряка-подводника и три символические сушки. Эти корабельные сушки для меня и сегодня самые вкусные на свете! А лодочным механикам при проведении данного ритуала приходилось еще и целовать качающуюся кувалду, предварительно смазанную солидолом!
– В 1991 году вы были награждены орденом «За личное мужество». Какой подвиг вы совершили?
– Не думаю, что надо говорить о подвиге. Для меня это было выполнение служебных обязанностей, но в сложной обстановке. В дальнем походе у нас вышла из строя электролизная установка, и в отсеках подводной лодки начала снижаться концентрация кислорода. Быстро устранить неисправность нам не удалось, и тут снова пригодился подход «знать физику процесса».  Паники на корабле не было, а была взаимная поддержка и уверенность, что неисправность будет устранена. Работал я не один, мне помогали техник по регенерации воздуха (он получил медаль «За отвагу») и матрос, химик-санитар, (его наградили медалью Ушакова). Когда мы выполнили боевую задачу, командир корабля оценил нашу деятельность на  отлично. Орден «За личное мужество» я получил в звании старшего лейтенанта.
– У подводников есть и дом на земле, и дом под водой. Каково это?
– Стать подводником может только человек с особым – романтическим – складом души. И конечно, нужен надежный тыл, чтобы не переживать ежеминутно о том, что там на берегу без тебя происходит. Жена и дочка встречали меня из всех походов, маленькая Ксюша очень меня ждала. Когда я уходил в море, всегда давал ей важные задания: например, научиться прыгать на двух ножках, или выучить алфавит, или научиться читать.
А походов было много. В один год, например, я 200 суток из 365 провел в море. Но душа у меня была спокойной, а тыл – крепким. Он и сейчас таким остается.
– Был ли у вас походный талисман?
– Как-то раз собирался в поход, и дочка потихоньку положила мне в сумку свою любимую игрушку – волчонка в тельняшке. Вот этот волчонок и отправился со мной, и последующие три боевые службы был талисманом нашего седьмого отсека. Все заглядывали в каюту и спрашивали: «Волк с нами?». А дочка ждала нашего возвращения и радовалась, что ее игрушка мне помогает.
– В 1996 году вы перешли служить в Высшее военно-морское инженерное училище имени В. И. Ленина. Пригодились ли вам полученные в море знания и навыки?
– Окончив училище, я, конечно, был скорее теоретиком, теория у меня всегда была на «отлично». Попав на подводную лодку, изучил досконально устройство корабля, корабельные системы, свой участок ответственности. Когда теория и практика службы на подводной лодке сложились вместе, я поступил в адъюнктуру, защитил диссертацию и стал кандидатом технических наук. После этого меня назначили на должность преподавателя. Моя специальность многогранна – это радиационная, химическая, биологическая защита, обеспечение радиационной безопасности, радиационный, газовый и химический контроль. Сейчас я преподаю то, чем занимался всю жизнь, то, что мне всегда было интерес-
но – систему обеспечения обитаемости на подводной лодке. То есть я учу создавать условия, которые обеспечат нормальную жизнедеятельность личного состава подводной лодки.
– Как вы считаете, насколько профессия моряка-подводника сейчас востребована у молодежи?
– Сегодня конкурс для поступления на специальность «моряк-подводник» остается очень высоким, и это о многом говорит. Но профессия эта сложная, и выбор человек должен сделать осознанно. Когда приходят абитуриенты, чтобы посмотреть, чему учат в училище, я всегда говорю им о том, что на нашей специальности учат не только химии, но и радиоэлектронике, и системам автоматического управления. Но главную роль на корабле все равно всегда играет человек, который  на основе фундаментальных знаний математики и физики должен понимать, что происходит внутри каждого агрегата или устройства на корабле.
– Что бы вы пожелали будущим подводникам?
– Во-первых,  нужно быть романтиком, без этого вообще не бывает моряков. Во-вторых,  надо  быть уверенным, что  сможешь пожертвовать своей жизнью ради спасения экипажа и своего корабля.
И  обязательно понимать, что эта профессия потребует постоянной учебы, отличной теоретической и практической подготовки. Желаю выбравшим этот путь удачи, старания и терпения!

Фото информационного отдела ДМ «Царскосельский» и из архива В.В. Зюкина
Авторы благодарят председателя Совета ветеранов ВМПИ
Николая Антоновича Гаврищука за организационную поддержку

«Царскосельская газета» № 10 от 16.03.2023

Добавить комментарий