Пятница 22 Ноября 2024 года

Наставничество – умение вдохновлять

В Пушкинском районе уже на протяжении трех лет активно работает и развивается районное методическое объединение для наставников – единственное в Санкт-Петербурге. О его уникальном опыте работы, а также о том, какие формы может принимать наставничество в школе, зачем быть наставником и каждый ли педагог может выполнять эту функцию, читателям «Царскосельской газеты» рассказала руководитель объединения – методист информационно-методического центра Пушкинского района, учитель математики и информатики высшей категории школы № 500 Юлия Андреевна Катович.

– Юлия Андреевна, как в Пушкинском районе появилось объединение наставников?
– Мы организовались достаточно стихийно. Еще до того как в России был объявлен Год педагога и наставника, мы понимали, что наставничество в образовательных учреждениях – направление, у которого большое будущее. И нам хотелось, чтобы не каждая школа развивала наставничество сама по себе, а была создана единая система. У нас в районе работает целый ряд методических объединений – они есть у предметников (например, учителей математики, географии или технологии), у учителей начальных классов, воспитателей детских садов… И мы решили, что создадим объединение и для наставников тоже.

– Как можно примкнуть к вам?
– Обычно Комитет по образованию присылает распоряжение,а школа выбирает специалиста, который будет куратором наставничества в данном образовательном учреждении. Это может быть, кстати, не только школа, но и детский сад, и учреждение дополнительного образования. Затем куратор связывается со мной, и дальше мы работаем все вместе. Если говорить о поддержке, которую оказывает объединение и на которую педа-гоги могут рассчитывать, то я как координатор просматриваю все, что присылают из Комитета по образованию (новые документы, распоряжения, информацию о мероприятиях и семинарах, требования к содержанию страницы о наставничестве на сайте образовательного учреждения и так далее) и после этого рассылаю по школам. Кроме того, на сайте ИМЦ есть специальный раздел о наставничестве для педагогов, где можно найти полезные методические материалы. Если же педагогам требуется дополнительная помощь или разъяснения, они могут звонить мне в любое время. У нас в районе 34 образовательных учреждения (не считая детских садов), поэтому координация, конечно же, необходима.

– Получается, что работа методического объединения сейчас в основном проходит в дистанционном формате?
– Да, мы много работаем дистанционно, но у нас есть живые встречи. Особенно много их было, когда работа объединения только начиналась. Тогда мы, например, устраивали семинары. Один из них был посвящен тому, как будет строиться наша работа, что будет происходить и что от нас потребуется, что необходимо сделать в течение года, месяца и так далее, какие у нас перспективы в целом. Сейчас мы с педагогами собираемся реже, потому что система работы уже выстроена и все понимают, что от них требуется, школы контактируют, координируются между собой, приглашают друг друга к сотрудничеству. Но встречи все-таки происходят, ближайшая состоится 30 марта.

– Что будете обсуждать?
– Мы проведем семинар «Перспективные практики наставничества для устранения педагогических дефицитов». Это будет встреча в формате «наставник для наставника», что-то вроде большой деловой игры. На ней встретятся представители образовательных учреждений Пушкинского района, кроме того, нам очень хочется пригласить педагогов из других районов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, сейчас мы над этим работаем.

– На встрече, посвященной официальному открытию Года педагога и наставника в Пушкинском районе, вы анонсировали проект «Наставничество – умение вдохновлять». Расскажите о нем, пожалуйста, подробнее.
– Это совершенно новый проект, мы запустили его 1 марта. Это конкурс, в котором сейчас три номинации: «Наставничество в ли-цах» – фотоальбомы о взаимодействии наставников и наставляемых; конкурс эссе на тему наставничества и конкурс презентаций «Педагогическая династия». Участвовать в проекте могут все образовательные учреждения района, любой педагог может прислать в электронную газету «Пеликан» свои материалы. У нас в Пушкине на самом деле очень много педагогических династий, о существовании некоторых из них мы и не подозреваем. И хотелось бы об этом рассказать. Кроме того, у нас будут проходить курсы для наставников, программа которых включает посещение различных встреч, организованных и нашими учреждениями, и Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования, и множества мероприятий, которые проводят сами школы.

– Что вы ожидаете увидеть в результате?
– Когда мы только начинали работать (еще до начала Года педагога и наставника), мы столкнулись с некоторой отстраненностью педагогов от этой темы (хотя, по сути, наставничество в школах есть и было всегда, просто не было задокументировано так, как сейчас требуется от нас). Многие педагоги задавались вопросом: «А зачем нам это надо?». Мы встречали сопротивление из-за того, что у учителей и без того много работы, а наставничество превращается в дополнительную нагрузку. Мне бы хотелось, чтобы после окончания нашего проекта таких вопросов больше не возникало (кстати, за те три года, что мы работаем, многие сомнения уже развеялись сами по себе). Мне бы хотелось, чтобы образовательные учреждения, кураторы и педагоги до конца разобрались, зачем нам нужно наставничество. А оно нам не просто нужно, оно нам необходимо для сопровождения педагогов – и не только молодых. И потом, я думаю, мы будем развивать тему наставничества среди детей. В этом году делается упор на направление «учитель–учитель», но в прошлом году мы уже работали над форматом «ученик–ученик» и в будущем планируем к нему вернуться и развивать все формы наставничества.

– В чем разница между просто педагогом и наставником?
– Разница очень большая. Если мы говорим о педагоге, который приходит на работу, учит детей, готовится к урокам, проверяет тетради, то он просто выполняет свою работу. А наставнику приходится думать не только о себе и о том, как организовать свою рабочую деятельность, он думает еще и о своем наставляемом, помогает ему в том, в чем он нуждается. Наставник – это миссия!

– Каждый ли педагог может стать наставником?
– Нет, не каждый. Далеко не каждый. Кто-то может быть просто морально не готов к этой роли на данный момент. Кто-то принципиально не хочет этим заниматься, и заставлять его нет смысла. У кого-то, может быть, пока не хватает навыков, чтобы стать наставником. Но если есть желание – этому можно научиться, даже если сразу не получается. Мы стараемся научить быть наставниками людей, которые этого хотят, а таких педагогов, кстати, в школах Пушкинского района довольно много. Учителя в принципе альтруисты, да и быть кому-то полезным всегда приятно. Представьте себе, что вы работаете уже 10-15 лет, многому за это время научились, хотите передать свои знания, наработки, и когда встречаете человека, которому это нужно… Это же чудесно!

– А часто ли встречаются ситуации, когда в качестве наставника выступает молодой педагог?
– В каждом образовательном учреждении есть такое. Особенно это было заметно во время пандемии, когда нужно было проводить дистанционные уроки, и возник вопрос, как это организовать. Молодежь тогда довольно быстро сориентировались, а учителя с большим стажем – нет, для них это было тяжело. Во многих школах тогда были организованы мини-курсы, где молодые педагоги обучали взрослых, например, как создать электронный почтовый ящик, как пользоваться Zoom. В нашей школе я давала такие уроки, и за месяц все наши педагоги научились пользоваться всем необходимым.

– Что бы вы пожелали педагогам сейчас?
– Я хочу сказать огромное спасибо тем, кто уже с нами. И пожелать остальным педагогам не бояться вступать в наше сообщество. Есть страх не справиться с наставничеством, опасения, что на это не будет хватать времени и так далее. Этого не нужно бояться, нужно хотя бы попробовать. Я тоже не сразу стала наставником. Просто мы сработались с человеком, который только пришел работать в школу, и тогда я сразу же подошла к нашему куратору в школе и предложила стать наставником. Мы с этой девушкой сейчас работаем вместе (она преподает географию), и я вижу разницу – как она преподавала до того, когда я только начала приходить на ее уроки, и как она стала работать сейчас, воспользовавшись советами. И когда видишь такую разницу, ты получаешь особенное удовольствие, потому что к тебе прислушивается взрослый человек. Учить взрослых – это очень сложно, научить детей гораздо проще. У взрослых критическое мышление, у них свое видение, и они чаще сопротивляются советам. Но попробовать работать со взрослыми стоит – от этого можно получить колоссальное удовольствие!
Беседовала Алиса Иванова
Фото Константина Белаша, ЦДЮТТИТ Пушкинского района

Наша справка.

«Наставничество – это умение вдохновлять» – районный проект, посвященный Году педагога и наставника, организованный Информационно-методическим центром Пушкинского района для содействия развитию движения наставничества.
Главные задачи проекта:
— укрепление профессиональных связей внутри педагогического сообщества района;
— выявление лучших практик наставничества в образовательных организациях района;
— пропаганда достижений наставников и их успешного опыта.
Участниками проекта могут стать педагоги-наставники, педагоги, воспитатели, старшие воспитатели, методисты, заместители директоров по науке, молодые педагоги и воспитатели, опытные профессионалы, педагоги-кураторы исследовательской и проектной деятельности учащихся и воспитанников, представляющие любые типы образовательных организаций.
Предусмотрены три номинации:
— фотоальбом «Наставничество в лицах» (фотографии, коллаж-портреты, креативно отражающие атмосферу взаимодействия наставляемых и наставников);
— эссе на заданные темы: «Наставничество как образ жизни» (эссе-размышления, раскрывающие человеческую позицию наставника, содержащие описание системы взаимодействия наставника и наставляемого); «Наша победа» (эссе-повествования, посвященные описанию конкретных ситуаций, доказывающих результативность взаимодействия наставника и наставляемого) и «Мой наставник» (эссе-признание, рассказ наставляемого о людях, оказавших положительное влияние на его профессиональное становление и личностный рост);
— презентация «Педагогическая династия» (рассказ о членах семей педагогов, на протяжении десятилетий служащих делу просвещения).
Проект стартовал 1 марта 2023 года и будет проходить до 10 декабря, итоги подведут до 25 декабря.

«Царскосельская газета» № 11 от 23 марта 2023 г.

Добавить комментарий