Субота 18 Мая 2024 года

Парадный экипаж Екатерины Великой

В павильон «Дежурная конюшня» вернулся после реставрации парадный экипаж императрицы Екатерины II. Это самая ранняя по дате создания карета в коллекции музея-заповедника «Царское Село»: она датируется серединой XVIII века.

Полную реставрацию экипаж не проходил более ста лет. Работу выполнили мастера реставрационно-исследовательского объединения «Феномен», она проводилась в несколько этапов и длилась три года. Средства на реставрацию выделило Министерство культуры Российской Федерации. Теперь карета обрела первозданный облик и вновь стала одной из жемчужин экспозиции «Придворный экипаж».


– С помощью выделяемых Министерством культуры средств каждые несколько лет мы пополняем свою коллекцию отреставрированными прекрасными каретами, – поделилась директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова. Четырехместная карета – шедевр экипажного мастерства – входила в состав коронационного поезда императрицы Екатерины II в 1762 году. Экипаж участвовал в парадных церемониях императорского двора, в том числе во всех коронационных выездах вплоть до 1917 года. Перед каждым событием его приводили в порядок и ремонтировали. С 1860 года карета находилась на экспозиции в Придворно-конюшенном музее на Конюшенной площади. «Пережив»
военные годы под сводами Эрмитажа, карета вновь предстала перед публикой только в 1971 году на выставке в Камероновой галерее. С 1990 года она экспонируется в павильоне «Дежурная конюшня».
Экипаж выполнил выдающийся каретный мастер Иоганн Конрад Букендаль. Он обучался каретному делу в Париже, а в 1756 году его пригласили в придворные мастерские российского императорского двора. Он работал при Конюшенном дворе в Санкт-Петербурге, создавал эскизы карет и лично принимал участие в изготовлении лучших экипажей. Его работы – в ряду самых значительных произведений мирового экипажного искусства.
Для своего изделия мастер использовал дерево, металл, бронзу, кожу, бархат, шелк, шерсть, стекло и разные способы их обработки – резьбу, литье, ковку, чеканку, золочение. Размеры кареты впечатляют: 6,00 х 2,40 х 2,60 м.
– Букендаль создал новую систему стальных рессор, которая обеспечивала мягкую подвеску этой внушительной по размерам кареты…  Других экипажей с подобной конструкцией в российских музеях не сохранилось. Карета была комфортна для пассажиров, современники отмечали, что движение экипажей «было так плавно и покойно, как движение гондол», – говорит хранитель фонда «Кареты» музея-заповедника «Царское Село» Ирина Бредихина.
Комфорту пассажиров также способствовали мягкая обивка и поручни, пуховые подушки, шторки-роллеты на пружинном механизме и подлокотники.
Богатый и причудливый золоченый резной декор исполнен с большим вкусом и мастерством. Мягко очерченный кузов с его плавно изогнутыми филенками, покрытыми позолотой, обрамляет объемный резной орнамент с включением миниатюрных цветочных гирлянд. По краю крыши идет бронзовый бордюр в виде извивающихся листьев аканта, на углах установлены символы процветания, власти и военных побед: рог изобилия, сфера со звездами, маска Медузы Горгоны и военные атрибуты.
Работы производились в мастерских в Москве. Мастера реставрационной компании «Феномен» очистили и обработали все поверхности антимикробными и антикоррозийными составами, провели реставрацию рессорных ремней, расчистку и тонировку позолоты, дезинфекцию и реставрацию текстильного убранства, воссоздали утраченные фрагменты резьбы. Карете вернули прежнюю высоту подвески – ее дублировали современными материалами, скрытыми от глаз зрителей.
Стоит добавить, что в коллекции ГМЗ «Царское Село» восемь экипажей эпохи Екатерины II, в том числе десятиместные сани, десятиместный фаэтон и детская коляска.

 

Подготовила Марина Орлова
Фото автора

«Царскосельская газета» № 12 от 30.03.2023

Добавить комментарий