Четверг 21 Ноября 2024 года

Александр Неболсин: Больше света, больше просвещения

Императорский Лицей, создававшийся с «целью образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной», с честью выполнил стоявшую перед ним задачу. Во главе многих министерств Российской империи на протяжении столетия стояли выпускники Лицея. Пятеро из них были министрами народного просвещения. Немалую пользу российскому образованию принесли и лицейские питомцы, чьи имена сегодня известны немногим.  В их числе – лицеист 25-го курса (выпуск 1862 года) Александр Григорьевич Неболсин (1842–1917), вошедший в отечественную историю как «отец профтехобразования».

Для рабочих и детей рабочих

Александр Неболсин был воспитанником старшего курса Императорского Лицея, когда в России произошло событие огромной важности – было отменено крепостное право. Это пробудило общественное сознание, и учителя и студенты с большим увлечением бросились просвещать народ. Не остались в стороне и лицеисты. Александр Неболсин и его товарищи с разрешения начальства открыли на Выборгской стороне воскресную школу. Одетые в мундиры и треуголки, по выходным дням они обучали грамоте ремесленников и представителей рабочего сословия. Принимали лицеисты участие и в работе первой народной читальни на Гороховой улице, где для неграмотного и малограмотного населения устраивали чтения популярных книг, газетных и журнальных статей.
Вечерами же старшекурсники приходили к своим младшим лицейским товарищам и с кафедры читали им стихи Некрасова. В это же время в Лицее появился новый преподаватель французского языка Э.Н. Помье. С большим интересом слушали лицеисты его рассказы о новом учении, распространившемся во Франции, – позитивизме, основой социальной программы которого было образование и воспитание в обществе.
Поступив после окончания Лицея на государственную службу, Неболсин по-прежнему проявлял большой интерес к проблемам образования в обществе. В 1871 году по долгу службы он побывал в ряде европейских стран для ознакомления с тем, как в школах поставлено технического образование. Результатом поездки стал доклад «О техническом образовании в Германии», сделанный в Русском техническом обществе (РТО). В нем Александр Григорьевич на основании соб-ранных данных утверждал, что в России можно и нужно использовать зарубежный прогрессивный опыт в организации профессионального образования. Тогда же он вступил в ряды РТО.

В Русском техническом обществе

Деятельность Русского технического общества, открытого в 1866 году, была направлена на развитие технических наук, пропаганду технических знаний и совершенствование промышленной техники. Благодаря реформам 1860–70-х годов оживилась экономика, стала развиваться промышленность, возникла необходимость в квалифицированных рабочих, получивших соответствующее образования.
Вопросами технического образования в РТО занималась специальная постоянная комиссия. Работе в ней Неболсин отдал 45 лет жизни, из них 30 лет он был ее председателем. Комиссия занималась вопросами образования представителей низшего сословия, рабочих и их детей, стремилась охватить все категории рабочего населения Петербурга. Современники писали: «Эпоха реформ 60-х всецело захватила Неболсина и направила его деятельность на организацию и развитие технического образования в России вообще и образование рабочих в частности. …Он был убежден, что с освобождением крестьян первая и самая насущная потребность русского народа заключается в грамотности в самом широком смысле слова».
Благодаря деятельности комиссии в столице было открыто более 50 различных профессиональных училищ, школ, курсов, отличавшихся друг от друга по целям и задачам. Были специальные технические школы, как например, школа электромехаников или школа печатного дела. На заводах – Путиловском, Обуховском, Механическом – для взрослых рабочих открывались училища со специальными классами. Были организованы подготовительно-профессиональные курсы для детей рабочих. Неболсину удалось добиться от правительства права сбора индивидуальных и общественных средств на школы Русского технического общества.
Проработав в комиссии 10 лет, Небольсин проанализировал работу российских учебных заведений, занимающихся начальной профессиональной подготовкой, и счел недостатком отсутствие единой системы обучения ремеслам. Каждая школа развивалась по-своему, самостоятельно вырабатывая приемы обучения. И не случайно Неболсин лично занялся разработкой программы обучения рабочим специальностям.

На фундаменте общего образования

Александр Григорьевич был убежден, что обучение специальности не может сводиться лишь к овладению определенными навыками: этому этапу должно предшествовать общее образование. В своих выступлениях и публикациях Неболсин неоднократно подчеркивал, что «обязательное элементарное общее образование в хорошо устроенных народных школах, не ограничиваемое одной только грамотностью, а способствующее нравственному и умственному развитию учащихся, служит фундаментом всякого технического или специального образования». Более того, общее элементарное образование может оказаться даже важнее специального, так как «возвышая общий уровень умственного и нравственного развития рабочих классов, делает их вообще способнее и восприимчивее ко всякого рода труду и деятельности». К образованному рабочему, считал Небольсин, изменится и отношение предпринимателя, который будет видеть в нем человека, а не грубую рабочую силу.
Подобного взгляда на значение общего образования придерживался и лицейский товарищ Неболсина Григорий Николаевич Вырубов. Заинтересовавшись в лицейские годы философией позитивизма, он со временем стал ярчайшим ее представителем и много размышлял над проблемами образования. «Опыт всех стран и всех видов, – писал он, – показал, что профессиональные знания тем плодотворнее, чем выше общее образование, служащее ему основой».
В верности этого тезиса Неболсин и Вырубов убедились на собственном опыте.
Императорский Лицей, их alma mater, давал своим питомцам широкое энциклопедическое образование, без специализации. Однако большинство выпускников – блестящих представителей самых разнообразных специальностей – считало, что своими успехами они во многом обязаны именно Лицею.

От библиотеки до музея

Образованием детей рабочих, по мнению Александра Григорьевича, необходимо было заниматься с малолетства. В связи с этим в Петербурге открылись 20 начальных школ. Их называли «детскими училищами», и они были более прогрессивными, чем государственные и церковно-приходские. Мальчики и девочки учились вместе, в программу было включено естествознание, в школах работали библиотеки. Дети приобретали первые профессиональные навыки, с ними занимались хоровым пением, возили на экскурсии. Большое внимание уделялось здоровью учеников, ослабленных ребят летом вывозили на школьные загородные дачи.
Не забыты были и подростки, уже окончившие начальную школу. Чаще всего у родителей не было средств на продолжение образования детей, а на работу их не принимали как не достигших соответствующего возраста. В итоге ребята оказывались предоставленными самим себе, становясь, как их называли, «детьми улицы». Для таких подростков были созданы специальные двухгодичные профессиональные курсы, в программу которых были включены рисование и черчение. Учитывая сложный возраст учеников, на курсах велась воспитательная работа.
Нередко Александр Григорьевич сам присутствовал на экзаменах. «Папаша приехал!», – говорили ребята, нисколько не боясь его присутствия, зная о его доброжелательности.
Для активизации учебного процесса Неболсин предложил использовать при обучении наглядные пособия – образцы производственной продукции, макеты, модели машин. В связи с этим при комиссии был создан Подвижной музей наглядных пособий (у него был собственный транспорт) и мастерская по их изготовлению. Ежедневно учебными пособиями обеспечивались несколько школ. Впоследствии советский дипломат Александра Коллонтай вспоминала: «Александр Григорьевич был человеком необыкновенной энергии и стойких прогрессивных убеждений, имел большое влияние среди рабочих. Я имела удовольствие работать с ним в Подвижном музее».
Благодаря многочисленным выставкам, проводимым по инициативе Неболсина, сотни людей получали возможность приобщиться к проблемам профессионального образования. На выставках были представлены не только учебные пособия, станки, на которых обучали детей и молодежь, но образцы и предметы, изготовленные учащимися. Многие вещи поражали профессионализмом исполнения.
Работа не ограничивалась Петербургом: столичный опыт применялся и в других городах России, где были отделения РТО.

Последний за столом

Александр Григорьевич Неболсин был инициатором проведения трех Всероссийских съездов русских деятелей технического и профессионального образования. Доклады, с которыми он выступил на них, сыграли огромную роль в дальнейшем развитии этого вида образования. Неболсин поднимал вопросы, касающиеся обучения малолетних рабочих на фабриках и заводах, соблюдения фабрикантами законов об ограничении детского труда, выступал с предложением установить налог на всех фабрикантов, чтобы за счет этих средств создавать школы для рабочих-подростков.
Огромное внимание уделял Александр Неболсин редактированию организованного им специализированного журнала «Техническое образование» – первого в России, посвященного этой теме. Журнал освещал мировой опыт подготовки специалистов, объединял лучшие силы ученых, педагогов-инженеров, предпринимателей. По мнению Неболсина, профессиональное образование было делом не только государства, а всего российского общества.
Несмотря на большую занятость, Александр Григорьевич на протяжении всей жизни сохранял связь с лицейскими товарищами, с родным Лицеем. Его можно было видеть в лицейских стенах 19 октября на традиционных лицейских завтраках. В Актовом зале накрывали столы для выпускников, а на табличке ставили год выпуска. Дочь Неболсина вспоминала: «Когда отец возвращался домой, мы его спрашивали, сколько народу сидело за его столом. Помню, он ответил: «Нас осталось только трое». Наконец настал год, когда отец сидел один. Это было 19 октября 1916 года. А 28 января 1917 года отец умер».
После смерти Неболсина газеты писали о нем: «Не промышленник, даже не инженер по образованию, он больше всякого другого работал на пользу промышленности, создавал школы для рабочих и детей рабочих»; «…1917 год. По запорошенному февральским снегом Невскому в сторону Литейного медленно двигается эскортируемая с обеих сторон процессия. Траурная музыка и десятки венков. За катафалком царские сановники в форменных шинелях, служащие, учителя, рабочие и особенно много подростков. – Кого хоронят? – интересуются прохожие. – Хорошего человека, – отвечали им».

Возвращение имени

 

Современники называли Неболсина великим просветителем, пресса окрестила его «отцом российского профессионально-технического образования». Он был тайным советником, сенатором и сыном сенатора, кавалером самых высоких наград; человеком очень состоятельным, уважаемым в обществе. Однако полвека своей жизни отдал делу образования рабочих и их детей, мечтая о том, чтобы русские люди были не менее просвещенными, чем за границей.
После революции о Неболсине вспоминали редко. Как утверждает его дочь, он был посмертно репрессирован. И только в 90-е годы двадцатого столетия имя его было возвращено в нашу жизнь. В единственном в России Музее истории профессионального образования, работающему в Петербурге, Александру Григорьевичу Неболсину посвящена отдельная экспозиция. Его имя присвоено Невскому политехническому профессиональному лицею. Учрежден фонд его имени, возрождающий традиции участия общественных деятелей и меценатов в профобразовании молодежи. Ежегодно 12 мая, в день рождения просветителя, лучшим техническим учебным заведениям вручается кубок памяти А. Г. Неболсина; фонд также учредил международную премию его имени. На доме, где Неболсин жил в свои последние годы (Санкт-Петербург, Пушкинская ул., дом 12), установлена мемориальная доска.


Как наказ новым поколениям звучат его слова: «Кто желает нашей родине света, должен желать и учения. Больше света, больше любви к людям, больше просвещения».

Светлана ПАВЛОВА
На фото: А.Г. Неболсин. Фотография К. Буллы. Начало XX века.
Мемориальная доска на доме, в котором жил А. Г. Небольсин (Санкт-Петербург, ул. Пушкинская, 12). Рядом с домом – памятник А.С. Пушкину.
Ученики в столярной мастерской

«Царскосельская газета» № 12 от 30 марта 2023 г.

Добавить комментарий