Пятница 22 Ноября 2024 года

Гатчина и Павловск – её судьба

4 апреля исполнилось 85 лет со дня рождения Аделаиды Сергеевны Ёлкиной – участницы возрождения музеев-заповедников в Гатчине и Павловске.
Сколько времени должно пройти, чтобы в полной мере ощутить утрату – уход человека из жизни и значение его земных дел? Последнее время озвучивается следующая официальная точка зрения: дела знаменитых людей можно объективно оценить через тридцать лет после кончины, и тогда возможно даже установить какому-то заслуженному деятелю мемориальную доску, а может быть, и памятник…

Преданная делу до самоотречения

Аделаида Сергеевна Ёлкина, скромный научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Павловск» (правда, заслуженный работник культуры Российской Федерации) скончалась 5 февраля 2015 года. 8 февраля в Павильоне Роз Павловского парка с нею прощались коллеги, музейная общественность Санкт-Петербурга.
В ряде СМИ (прежде всего электронных) появились некрологи. Один из них, который привожу ниже, тиражировался, иногда получал ту или иную подпись. Его автором являюсь я. И написан он был сразу после печального известия…
«Закончился земной путь Аделаиды Ёлкиной. Строй легендарных петербургских музейщиков поредел: бесконечно, до самозабвения преданных музейному делу людей стало меньше. Аделаида Ёлкина пришла в музейную профессию пятьдесят два года назад. Судьба ее, учительницы русского языка и литературы, закончившей в далеком Благовещенске педагогический университет и приехавшей в поисках жизненных смыслов в Ленинград, круто изменилась после знакомства с Анной Ивановной Зеленовой, директором Павловского дворца-музея и парка. Она обрела цель жизни, она выбрала профессию, она пошла по дороге созидания. В 1962 году она стала сотрудником Павловского дворца-музея.
Но дерзновенность, свойственная Аделаиде Ёлкиной уже в те годы, и рекомендации Анны Ивановны Зеленовой изменили дальнейший творческий путь и направили его в Гатчину. Тогда казалось, что у этого замечательного памятника не будет больше «дворцовой», «музейной» жизни. Уничтоженное историко-художественное убранство, изуродованный архитектурный облик – вот с чем пришлось столкнуться начинающему музейному работнику. 26 июня 1968 года А.С. Ёлкина была назначена главным хранителем Гатчинского парка (музея – не было!). Начались годы борьбы и созидательного труда. Борьба состояла в том, чтобы освободить дворец от занимавших и разрушавших его организаций (военного профиля), а созидательный труд состоял, прежде всего, в проведении реставрационных работ. Даже начать их оказалось очень трудно. Но она все смогла!
3 мая 1976 года в залы дворца вошли первые реставраторы. А в 1985 году во дворце для посетителей открылись первые музейные залы. Вряд ли возможно произвести полный расчет душевных, творческих, да и физических сил и труда тех или иных людей, вложивших их в восстановление Гатчинского музейного комплекса. Но роль А.С. Ёлкиной при любом расчете велика и исключительна! Такая оценка ее трудов – уже навсегда!
Закончив трудиться в Гатчине в 1998 году, она вернулась в Павловск, туда, где под руководством А.И. Зеленовой начиналась ее музейная жизнь.
Исключительная работоспособность, высочайший профессионализм и увлеченность – эти качества были присущи ей до последнего дня, какой бы участок работы ей ни поручали в музее.
Аделаида Сергеевна пользовалась не только глубоким уважением музейной общественности города и страны. Она была из-вестна как крупный исследователь, литератор, популяризатор отечественной истории и культуры. Начиная с выпущенной в 1980 году книги «Гатчина» (первого крупного оригинального издания «нового времени», посвященного дворцово-парковому ансамблю), она самозабвенно работала над книгами, посвященными Гатчине, Анне Ивановне Зеленовой, императрице Марии Федоровне. Она опубликовала ранее неизвестные источники по истории Гатчины и Павловска в отдельных изданиях и научных сборниках. Подлинной исповедью, содержащей и боль, и крик души, и радость, и очень личностные, в чем-то не до конца объективные оценки, стала ее последняя книга «Гатчина. Мой дворец». Она была неравнодушной, преданной делу до самоотречения. Такой покинула бренный мир, такой останется в наших сердцах».

«Птенец» Зеленовой

Аделаида Ёлкина. Родилась 4 апреля 1938 года, умерла 5 февраля 2015 года. В памяти людей она останется разной. У знавших ее «шапочно» она частенько вызывала реакцию, мягко говоря, не самую приятную. Не жаловали ее порой даже коллеги. Слишком неудобная, ершистая, беспокойная. Ей все время было что-то нужно. От власть предержащих, от начальства, от общественности, от коллег. Конечно же, не для себя лично. Но, по мнению некоторых, это обстоятельство никак не извиняло ее, а даже усугубляло «вину».
Последние семнадцать лет Аделаида трудилась в Павловске. Хранила дворцовые экспозиции, а в конце стала «смотреть» за парковыми павильонами, и «смотреть» зорко, требовательно. Впервые в Павловске она появилась в январе 1962 года и явилась музейному миру в числе «птенцов» легендарной Анны Ивановны Зеленовой (за установку памятника которой до последнего своего вздоха билась Деля Ёлкина). Анна Ивановна умерла в 1980 году. Понадобилось 42 долгих года, чтобы памятник наконец появился!


Аделаида Ёлкина и Анна Зеленова

Аделаида Ёлкина прошла практически все ступени музейной работы, начиная с составления топографических описей. Замечательным ее качеством было постоянное стремление к самообразованию, накоплению новых знаний. Работая в Павловске, нельзя знать лишь его историю, его памятники, убранство дворца и павильонов, специфику его ландшафтов. И она постигала историю отечественной и европейской культуры XVIII –XIX столетий во всех ее проявлениях. Эпоха Екатерины II и Павла I интересовала ее до самозабвения, до полного погружения и даже «примерки на себя» обязанностей служительницы двора обожаемой ею императрицы Марии Федоровны.
Не стоит забывать и о присущем Аделаиде Сергеевне литературном даре. Ее литературно-искусствоведческая деятельность, начавшаяся в 1980 году выпуском в издательстве «Художник РСФСР» книги «Гатчина», успешно продолжалась всю ее оставшуюся жизнь.
В Павловске в свой первый заход она проработала не очень долго. Волею судьбы и по настоятельным рекомендациям Анны Зеленовой Аделаида Ёлкина перешла на работу в Гатчину, в дирекцию Гатчинского парка, который тогда по официальной тарификации относился к разряду парков культуры и отдыха. Дворец же находился в подчинении Министерства электронной промышленности СССР.

Путь к музею

Аделаида с присущей ей настойчивостью приступила к научным изысканиям, необходимым для возвращения парку исторической планировки и облика конца XVIII столетия, и к проведению практических работ. Приходилось организовывать геодезическую съемку, обследование почвенного покрова, изучение водного баланса парка. Главному хранителю пришлось столкнуться с проблемой «новопостроенных» сооружений «отдыхательно-развлекательной» инфраструктуры. Чудовищного вида и состояния киоски, павильончики, сарайчики, а также торговые точки, разбросанные по парку, не только нарушали прекрасные панорамы и виды, но и создавали неприглядную картину неухоженности, запустения.
Непосредственные начальники Ёлкиной, а также среднее руководящее звено управления культуры, исполкомов чаще всего не были ее союзниками. Среди тех немногих, кто заслужил ее доверие и одобрение в борьбе за парк, а затем за дворец, были председатель Гатчинского исполкома Иван Федорович Соколов и начальник музейного управления главка культуры Лариса Федоровна Яблочкина. По-доброму вспоминала она и Алексея Герасимовича Демидова, своего директора.
Но масштабы необходимых работ были таковы, что союзники требовались в большом количестве, самого разнообразного служебного положения и профессионального уровня. Помогал Александр Александрович Кедринский. Автор архитектурного проекта восстановительных и реставрационных работ Царского Села, он трудился над проектом Березового домика в Гатчинском парке бесплатно. Конкретную, практическую помощь оказывала Анна Ивановна Зеленова, делавшая все, вплоть до составления смет на ремонтно-строительные работы.
Однако был необходим принципиально иной подход к решению грандиозных задач по возрождению дворцово-паркового ан-самбля. А ведь с 1960 года Гатчинский дворец даже не стоял на учете в ГИОП (Государственной инспекции по охране памятников истории и культуры), и Ёлкиной пришлось приложить немало усилий для того, чтобы это исправить. Существовали и ограничения на работу ленинградских реставраторов на объектах, удаленных от города более чем на 25 километров.
Аделаида Ёлкина для достижения поставленных целей пользовалась всем арсеналом официальных инструментов, искала и находила малейшие лазейки. Она обращалась во все мыслимые и немыслимые инстанции, не забывая предъявить текст Постановления Совета министров РСФСР № 473 от 24 января 1966 года, в котором говорилось о необходимости освобождения Гатчинского дворца и использования его под музей.
В конце концов, лет через восемь, дело «пошло». Аделаида связывала начало активной фазы освобождения дворца от «электронщиков» и последовавшие за этим ремонт и реставрационные работы, прежде всего, со своим обращением в адрес комиссии по подготовке очередного партийного съезда. Она направила туда письмо с обоснованием необходимости срочной реставрации и музеефикации Гатчинского дворца.
В мае 1976 года «Электронстандарт» начал освобождение первых помещений дворца. Началось с Аванзала и Мраморной столовой, затем была Тронная Павла I. Повезло с автором проекта реставрации: им стал Михаил Михайлович Плотников, преданный делу профессионал высочайшего класса.
Неоценимую помощь в подготовке материалов в реставрации оказали Аделаиде документальные материалы – дневниковые записи, описания, архивные выписки, сделанные в предвоенные годы И.К. Янченко и С.Н. Балаевой. Последняя, главный хранитель Гатчинского дворца, оставила и интереснейшие дневники блокадных лет. Это наследие Аделаида получила от Владислава Михайловича Глинки, крупнейшего эрмитажного специалиста по культуре XVIII века. Помогали в возрождении Гатчины многие признанные музейные специалисты, реставраторы, архитекторы, коллекционеры. Помимо уже упомянутых следует особо отметить Я.А. Казакова, Б.Б. Пиотровского, М.К. Аникушина, М.Т. Литовченко, В.А. Пушкарева, Г.В. Смирнова, А.В. Помарнацкого, Е.А. Румянцеву, братьев Я.А. и И.А. Ржевских, В.М. Голод, Н.Н. Кожевникова.

«Мы еще встретимся в нашем дворце!»

В книге воспоминаний «Гатчина. Мой дворец» Аделаида Сергеевна написала: «3 мая 1976 года мы вошли во дворец, в первые дворцовые залы, освобожденные от служб почтовых ящиков для проведения научной комплексной реставрации». Началось и возвращение в Гатчину экспонатов, исторически оттуда происходивших, и прежде всего – прошедших через Центральное хранилище музейных фондов пригородных дворцов-музеев Ленинграда.
В ряду последующих событий важнейшим стало состоявшееся 26 января 1983 года заседание Коллегии Главного управления культуры, на котором было принято решение об открытии первых музейных залов Гатчинского дворца в мае 1985 года, к 40-летию Победы. 8 мая 1985 года музей открылся. В этот день Аделаиде вновь вспомнились слова Ирины Константиновны Янченко: «Мы еще встретимся в нашем дворце!». Она знала о них из рассказов Анны Ивановны Зеленовой и часто повторяла как клятву. И именно она исполнила последнее желание научного сотрудника Гатчинского дворца-музея, человека кристальных моральных качеств, ушедшего в блокадный Ленинград хранить музейные сокровища. Эти слова Ирина Константиновна написала накануне своей гибели в Ленинграде (а ее маленькому сыну при этом взрыве оторвало ноги), надеясь увидеть восстановленный после войны дворец.
Аделаида говорила и писала, что поставила перед собой задачу «ее надежду на встречу во дворце осуществить». Иначе ее жертва и ее гибель были бы напрасны и бессмысленны. И Аделаида решила для себя, что преград в достижении этого завета для нее не будет!
Открытие музея в Гатчинском дворце стало счастливым временем в ее жизни. Впереди были годы созидательной творческой деятельности…
Жизнь Аделаиды Елкиной была яркой, значительной, общественно полезной и стала частью истории отечественной культуры.

Юрий МУДРОВ, директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»
Фото из архива автора

«Царскосельская газета» №13 от 06.04.2023 г.

Добавить комментарий