Пятница 22 Ноября 2024 года

Газета «Пеликан»: обмен опытом и поиск соратников

Жизнь в школах Пушкинского района кипит: конкурсы и экскурсии, театральные постановки и малые музеи, исследовательские работы и открытые уроки, только и успевай во всем участвовать! Порой учителям не хватает времени рассказать обо всех новых достижениях даже в учительской, не говоря уже о том, чтобы обменяться опытом с коллегами. Не упустить ничего важного из жизни образовательных учреждений района помогает электронная газета с необычным названием «Пеликан» («Педагогическая лига креативных, активных, неравнодушных»). На этой площадке публикуют свои работы педагоги из школ и детских садов района. О чем они пишут, чем делятся и какую практическую пользу находят для себя, рассказала ответственный редактор газеты Светлана Евгеньевна СМИРНОВА.

– Светлана Евгеньевна, расскажите, как появился «Пеликан»?
– Газета выходит с сентября 2014 года, скоро ей исполнится десять лет. Придумала «Пеликана» Любовь Геннадьевна Серова, директор Информационно-методического центра Пушкинского района. Она и пригласила меня работать в газете. Издание создавалось для того, чтобы педагоги могли рассказывать о своей работе, о своем опыте. Это очень важно, ведь учителя сильно загружены, и порой сложно даже просто выбраться в другую школу на семинар. А газета – это возможность поделиться сомнениями, успехами и позитивным опытом, и даже негативным – может быть, это убережет кого-то из коллег от ошибок.

– Девять лет – большой срок…
– На самом деле «Пеликан» планировался как проект, а любой проект рассчитывается максимум на три года. Но газета прижилась, она существует и процветает. Концепция издания несколько раз менялась. Мы начинали с освещения работы районных методических объединений (РМО) предметников. Их руководители были ответственными за публикации, они просили коллег писать об особенностях преподавания конкретного предмета, о важных событиях. Первые годы я без конца бегала с фотоаппаратом по школам, по детским садам, фотографировала, писала, куда-то меня приглашали, куда-то я напрашивалась – на семинары, выставки, праздники. У нас появлялись новые рубрики, потом они отмирали, потому что мы всегда старались говорить на актуальные темы. В какой-то момент стало понятно, что методическим объединениям очень тяжело в одиночку наполнять газету. Мы немного изменили тематику, расширили ее, добавили новые темы, подключили детские сады. А детские сады у нас – удивительные. Даже странно, что мы не пригласили их сотрудничать с самого начала. Там работают люди творческие, фантазеры. О них нужно говорить, потому что они участвуют в проектах, побеждают в конкурсах, занимаются профориентацией для малышей, в детских садах замечательная театрализованная деятельность. Эти педагоги освежили нашу газету. И за ними подтянулись другие педагоги.

– Сейчас в газету может написать любой педагог?
– Да, конечно. Нам важен опыт конкретного учителя в конкретной школе. При этом, конечно, у разных школ района своя специфика. Например, школы в Славянке несколько обособлены от остальных пушкинских. У них своя интересная жизнь. Сейчас Славянка уже обустроилась, а в самом начале, когда район был моложе, школа была настоящим центром жизни. Спортивные залы, бассейн, кино, детские спектакли – все это было только там, туда стягивались люди, и это накладывало на учителей определенные обязательства.

– А как происходит отбор работ для публикации?
– Отбор есть, но за все эти годы мы отклонили, может быть, всего две или три статьи, остальное публикуется. У нас широкая тематика, в нее трудно не попасть. Есть новости, здесь пишут о победах детей в олим-пиадах, спортивных соревнованиях; рассказывают о школьных юбилеях, детсадовской жизни. «Районные практики внедрения ФГОС» – рубрика, где педагоги делятся своим методическим опытом. Есть рубрика, посвященная воспитательной работе – «Традиции и новации воспитательных систем», это сейчас тоже очень важно и нужно. «Учитель XXI века» – рубрика молодых педагогов. В основном сюда пишут участники одноименного проекта, но в принципе опубликоваться может любой молодой педагог со стажем работы не более пяти лет. «Инклюзивное образование: доступная среда»– эта рубрика создана специально для интернатов, у нас в районе их много: №№ 8, 16, 67, 68. Здесь же публикуют материалы специалисты из детских садов, в которых есть группы компенсирующей направленности. Они очень интересно и много пишут, а главное – это теперь актуально практически для каждого педагога, где бы он ни работал. В интернаты на семинары мы водим молодых учителей, чтобы те посмотрели, какие бывают детки, как с ними работают специалисты. Инклюзивное образование подразумевает, что особенные дети могут учиться и в общеобразовательных школах, поэтому учителя начальных классов (да и не только они) должны обладать специальными навыками, которые помогут им работать с такими детьми. Кроме того, сейчас мы вернулись к РМО, выделили их материалы в отдельную рубрику. Сами педагоги хотят об этом писать, например, очень творчески и интересно работают участники районного методического объединения преподавателей основ религиозных культур и светской этики. Проходных статей у нас не бывает.

– Сколько человек работает в редакции «Пеликана»?
– Я занимаюсь содержанием газеты, а оформлением – методист ЦИО Елена Альфредовна Юркова, она выпускающий редактор – ведет наш сайт. Любовь Геннадьевна Серова – главный редактор, она определяет стратегию, но в целом полностью доверяет нашим методам работы над газетой. Это большой, интересный труд.

– Вы готовите что-то особенное в Год педагога и наставника?
– Конечно! Во-первых, мы активно сотрудничаем с РМО наставников и их руководителем Юлией Андреевной Катович. Это молодое объединение, ему три года, но наставники очень активны, и у них интересный опыт, которым они делятся. Мы публикуем и работы педагогов, которые решили участвовать в проекте «Наставничество – умение вдохновлять». Здесь несколько рубрик. Первая – это эссе о смысле и значении наставничества (коллеги размышляют об этом с позиции как наставника, так и наставляемого). Затем «Наставничество в лицах» – фотографии наставников и их подопечных. И наконец, рассказы и презентации о педагогических династиях. Наставничество есть в каждой школе, и каждая школа может поделиться своим опытом. Например, 17 марта прошел районный конкурс инновационных продуктов, где были представлены в том числе и разработки, направленные на развитие наставничества. Там были удивительные работы! Например, Алеся Сергеевна Шатохина, педагог-психолог лицея № 408, показывала настольную игру, которую сама придумала. Она называется «Юный наставник» и помогает социализации учащихся в формате наставничества «ученик–ученик». Вторая потрясающая вещь – блокнот-навигатор «Карта пути педагога, или Добро пожаловать». Его придумали в школе № 604 для педагогов-новичков. Школа огромная, в этом году у них появилось второе здание, на работу приняли более ста новых учителей. Поначалу действительно сложно не заблудиться; понять, куда и к кому обращаться с теми или иными вопросами. В блокноте перечислены все телефоны, приведены QR-коды, есть описание школьных традиций – вещи, которые нужно знать, чтобы поскорее адаптироваться.
В этом году впервые на городском уровне прошел конкурс наставников. Наш район представляли Даниил Владимирович Демчук, заместитель директора по научно-методической работе школы № 407, и Наталья Сергеевна Пиратова, учитель русского языка и литературы школы № 552.

– Что бы вы пожелали педагогам нашего района?
– Наши школы живут очень интересно, и газета должна давать им возможность показать себя. Я благодарна нашим авторам, которые, несмотря на загруженность, пропагандируют свою профессию, гордятся своими учениками, очень любят свою работу и свой предмет. Публикация – это элемент самореализации профессионала. Работая над статьей, ты можешь оценить себя, проанализировать, задуматься – а правильным ли путем ты идешь? Когда ты садишься за компьютер и начинаешь писать о своем труде, то раскладываешь все по полочкам, систематизируешь свою работу, видишь недочеты. Это важно. Педагог ведь не просто дает уроки, он смотрит вперед и должен понимать, чему он учит, каков будет результат его работы. У нас сейчас постоянно идет оценка качества образования, и учитель каждый день отслеживает все шажочки, которые делают его ученики. Это тяжелый труд, и мы помогаем нашим педагогам найти себе соратников – людей, которые думают сходным образом и идут в том же направлении.

Беседовала Алиса ИВАНОВА
Фото автора

«Царскосельская газета» № 13 от 06.04.2023 г.

Добавить комментарий