От колеса эффективности до географического кафе
31 марта в Пушкине состоялся городской семинар для кураторов наставничества «Перспективные практики наставничества для устранения педагогических дефицитов», организованный Информационно-методическим центром Пушкинского района и школой № 500.
Готов ли ты быть наставником
В начале семинара, проходившего в школе № 500, руководитель районно-методического объединения наставников Юлия Андреевна Катович провела исследовательскую деловую игру «Колесо эффективности наставника».
Участники семинара общими усилиями определили составляющие, необходимые для успешной работы наставника: опыт и знания; коммуникация; желание; личностные качества; конечный результат и понимание цели; время и модерация. После этого они проанализировали самих себя, оценив каждую составляющую по десятибалльной шкале. Это помогло педагогам понять, насколько они готовы быть наставниками.
После деловой игры участники посетили четыре мастер-класса, подготовленных педагогами школ Пушкинского района: «Карта пути педагога, или Добро пожаловать», «Проектно-игровая технология «Географическое кафе 41-81»», «Классный час «Наш город над вольной Невой»» и «Классы педагогической направленности: миф или реальность». Кстати, после мастер-классов многие участники внесли коррективы в свои «колеса эффективности».
Добро пожаловать в школу
Новеньким в школе всегда тяжело, и относится это не только к ученикам, но и к учителям. Чтобы облегчить адаптацию молодых педагогов, в школе № 604 подготовили для молодых учителей блокнот «Карта пути педагога, или Добро пожаловать». На семинаре его представили заместитель директора по УВР Елена Михайловна Шипалова и методист Наталья Львовна Алсуфьева.
Под обложкой блокнота опытные коллеги собрали всю информацию, которая потребуется педагогу, впервые пришедшему в школу № 604 (ведь как бы ни был подготовлен учитель, в каждом образовательном учреждении есть свои особенности работы, традиции и так далее). И «Карта пути педагога» стала настоящей палочкой-выручалочкой, ведь в сентябре у школы № 604 открылось второе здание на 1375 учеников, и учить их пришли около сотни новых педагогов.
Какой вкус у тундры
Богдан Алексеевич Владыкин – молодой педагог, преподаватель биологии и географии школы № 449 познакомил коллег с проектно-игровой технологией «Географическое кафе 41-81» (41-81 – это широты, в которых находится территория России).
На занятиях ученики конструируют в своей тетради-тарелке своеобразное «блюдо», характерное для той или иной климатической зоны. Чтобы понять, какой вкус у него будет, надо определиться с подходящими почвами, климатическими характеристиками зоны, ее флорой и фауной. Например, у педагогов, участвовавших в мастер-классе, тундра получилась со вкусом вяленой оленины и ягеля, а тайга – с кедровыми орешками и брусникой.
Экскурсия для младших
Эллина Александровна Байкова, учитель английского языка и классный руководитель 9-го класса школы № 606, представила свою разработку классного часа «Наш город над вольной Невой». За время учебы в школе ее ученики успели посетить немало интересных мест в Санкт-Петербурге, и теперь настало время делиться знаниями с ребятами из младших классов. Эллина Александровна предложила ребятам вспомнить поездки, которые произвели на них наибольшее впечатление, и предложить младшеклассникам повторить маршрут. Для этого ученикам нужно было определиться с примечательным местом, найти его фотографию, подготовить рассказ об интересном факте или историческую справку и выбрать для поездки символичную дату. Например, аптеку Пеля ребята предложили посетить 19 мая, в День фармацевта, а Музей космонавтики – 12 апреля. Кроме того, перед началом экскурсии рекомендовано посмотреть тематический фильм и послушать музыку.
Педагогам на мастер-классе предлагалось собрать афишу поездки из предоставленных им материалов, а девятиклассники, конечно, готовят все материалы для младших друзей заранее.
Путь к педагогическому дебюту
Александра Николаевна Лужкова пришла в школу № 604 в этом учебном году. Раньше она уже работала с психолого-педагогическими классами и была уверена, что в новой школе работа быстро наладится. Но на первом же занятии учащиеся охладили ее пыл: на приветственную фразу «Здравствуйте, коллеги», ребята ответили, что никакие они ей не коллеги. Как оказалось, никто из класса не собирается становиться учителем. Александра Николаевна не стала давить на них, она пошла другим путем. Вместе с учениками они стали искать ответ на вопрос, почему профессия учителя лишена престижа.
Разбирая примеры, ребята выяснили, что многие популярные сейчас люди – музыканты, шоумены, писатели – получили педагогическое образование. Оказалось, что некоторые учителя школы № 604 – напротив, долгое время были специалистами в других областях, но потом решили передавать свои знания другим и стали учителями. Разбирая образ учителя по крупицам, двигаясь от мифов к реальности, ученики начали менять свое мнение об этой профессии. В результате в четвертой четверти 17 учеников класса дали в своей школе открытые уроки. Все они уже выбрали себе наставников из числа опытных учителей и готовятся к своему педагогическому дебюту.
Алиса ИВАНОВА
Фото автора
«Царскосельская газета» № 14 от 13 апреля 2023 г.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.