Пятница 22 Ноября 2024 года

Учить по-царскосельски: районный проект для молодых педагогов

«Молодые не идут работать в школы, а если и приходят, то не задерживаются!» – слышится со всех сторон. По данным Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», опубликованным в прошлом году в аналитическом докладе «Школьное образование в контексте национальных целей и приоритетных проектов», это действительно так. Доля учителей старше 55 лет от года к году растет: в 2010 году она составляла всего 18% от общего числа работающих в школе, а в 2021 увеличилась до 26,4%. А вот доля учителей до 35 лет за все эти годы остается практически неизменной – на уровне 22–23%.
Как привлечь выпускников педвузов к работе в школе? Что их отталкивает, что заставляет бросить класс в середине учебного года? Ведь далеко не всегда дело в зарплате…. О том, как работают с молодыми педагогами в Пушкинском районе, рассказала Светлана Евгеньевна Смирнова, редактор электронной газеты для учителей «ПеЛиКАН» и куратор проекта «Учитель XXI века».

Как всё начиналось

– Молодыми учителями информационно-методический центр Пушкинского района занимался всегда. Для них существовали профессиональные конкурсы и не только районного уровня. Например, в конкурсе педагогических достижений есть номинация «Педагогическая надежда» – как раз для молодых учителей. Когда они участвуют в подобных конкурсах, сразу можно увидеть, кто чего стоит и как с кем надо работать.
С января 2015 года мы с Лю-бовью Геннадьевной Серовой, директором ИМЦ, запустили проект «Учитель XXI века», участниками которого стали именно молодые педагоги. Первый набор у нас был маленький – всего 13 человек. Это совершенно удивительные ребята, мы с ними очень сроднились и до сих пор дружим. Поскольку они были нашими «первенцами», хотелось дать им все и сразу, поэтому мы выкладывались как могли. Конечно, мы и сейчас уделяем внимание всем участникам, но тогда это было по-особенному. Может, потому, что их было немного, и все мы открылись навстречу друг другу.
Мы хотели, во-первых, создать сообщество молодых педагогов, которые смогут друг друга поддерживать, вместе преодолевать трудности. Все боятся, всем страшновато. И задача проекта в том, чтобы показать молодому специалисту, который только что пришел в школу, что он не один. Нам это удалось, наши выпускники дружат до сих пор. Во-вторых, мы старались показать ребятам возможности нашего района. Когда мы говорили о газете «ПеЛиКАН» (об этом вы можете прочитать в «Царскосельской газете» № 13 – прим. ред.), я уже упоминала о том, что часто учитель оказывается «заперт» в стенах своего класса, своей школы. И очень трудно вытащить его оттуда, чтобы показать другую школу, другой мир. А на самом деле школы не похожи друг на друга, везде своя специфика. Мы водили наших первых участников в разные учебные заведения: и в интернаты к особенным деткам, и в лицеи со сложной программой, и в учреждения дополнительного образования. Ведь будущим классным руководителям нужно знать и о том, какие кружки и секции работают в районе, куда направлять и как развивать детей.
Мы устраивали педагогический КВН, тренинги креатива. Все участ-ники проекта давали открытые уроки, мы присутствовали там, работали с каждым – и каждому помогали. На эти уроки даже приезжала начальник отдела образования Наталья Павловна Микушева, что было очень важно для учителей, которые работали первый год и еще не были уверены в себе. Для нашего проекта это серьезная поддержка.
Когда наши коллеги в школах увидели, что «Учитель XXI века» успешен, к нам стало приходить все больше и больше ребят. В этом году их 46.

Сохраняя традиции

Чем еще хорош наш проект? Пушкинский район растет. Раньше Царское Село было достаточно закрытым сообществом, где люди знали друг друга, где были свои традиции, свой уклад жизни. Сейчас здесь появляется множество людей, приехавших из разных уголков нашей страны. И теперь они у нас живут, теперь они тоже петербуржцы и царскоселы, и нам нужно сохранять нашу идентичность. В Петербурге есть свои педагогические традиции, свои культурные коды. Все педагоги, которые к нам приезжают из Перми, из Саратова, из Воронежа, из Ульяновска, – очень хороши, они привносят в образование свое свежее видение. Они ничего не боятся, у них другая педагогическая и методическая школа, другое мышление, другие знания. Они взрывают школу изнутри. Они замечательны, это правда. Но чтобы не потерять и нашу уникальность, нашу изюминку, мы должны помочь новеньким понять, как живем и преподаем мы – педагоги Царского Села, какие возможности есть в нашей системе образования. А она у нас очень интересная и сбалансированная.
В районе реализуется масштабный проект «Метро», который включает практически все педагогические наработки наставников, молодых и опытных педагогов, классных руководителей из Пушкинского района. Хотим объединить их, добиться взаимопроникновения, и у нас это получается. Например, наша выпускница Марина Абрамова, учитель английского в школе № 638, проводит невероятные семинары. Она большой специалист в области философии и кинематографа, ее семинары заставляют педагогов задуматься о том, как и почему они оказались в этой профессии, что делать дальше, каким учитель должен быть в принципе? Должен ли педагог думать только о цифрах, баллах и победах – или о чем-то большем, о том, как не просто подготовить победителя олимпиады, а сформировать настоящего Человека? Мы ведь говорим с молодыми не только о технологиях, мы говорим о вещах, лежащих в основе профессии.

Жизнь после вуза

С точки зрения изучения предметов и методики обучения, наши педагогические вузы готовят студентов хорошо. Но школа – совершенно иной организм. Как студенту подготовиться к работе в школе? Там все не так. Ты приходишь в школу, тебе нужно заполнять журнал, ты не знаком с электронным дневником, с тебя требуют отчеты, ты ежесекундно сталкиваешься с чем-то новым. В первые месяцы работы голова у всех квадратная. Если молодой педагог не увольняется в конце учебного года, он – герой. Потому что требуют с него постоянно, а он еще молод, еще не научился говорить «нет» и отказываться от чужой работы. У начинающего педагога много времени уходит на подготовку к уроку. По себе помню: хочется в этот урок запихнуть всё!
И нужно учиться отбирать материал, методику, инструмент, который будет работать именно в этом классе. Это тяжелый труд! И в какой-то момент ты понимаешь, что у тебя нет времени на личную жизнь, что ты не высыпаешься, что у тебя нет выходных… Вообще ничего нет, кроме работы и тетрадок.
Если молодого педагога в школе поддерживают коллеги, помогают ему – это замечательно! Но, к сожалению, бывает и так, что старшее поколение воспринимает молодежь как конкурентов…
Мы помогаем ребятам себя не потерять. Объясняем, что, если ты пришел в образование не случайно, все сложности можно пережить, да и школу можно поменять, если какие-то условия не походят. Это адаптация и социализация. Да, студенты ходят на практику в школы, но практика – это не повседневность, часто она скорее напоминает экскурсию. А придя на работу, молодой учитель постоянно попадает в ситуации, с которыми в институте не сталкиваешься. Когда ты не знаешь, что делать с учеником, который тебе урок срывает. Когда ты дежуришь по этажу и нужно следить, чтобы дети не нахулиганили. Когда в начальной школе нужно построить класс, чтобы отвести в столовую или спортивный зал…

Лидеры проекта

В проекте «Учитель XXI века» принципиально нет конкурсных элементов, и ребята не конкурируют друг с другом. Наша задача как организаторов – понять, кто есть кто, помочь участникам раскрыться. Во время проекта становится видно, например, что кто-то – человек более творческий, кто-то готов взять на себя ответственность, преодолеть себя, выйти на новый уровень…
Но лидеры проекта у нас есть. В 2022 году ими стали Элина Владимировна Смирнова из школы № 606 и Леонид Александрович Микляев из школы № 315, их наградили в начале года. Почему мы выделили их как лидеров? Они пробыли с нами несколько лет: «Учитель XXI века» был им интересен и полезен. Элина победила в район-ном этапе конкурса педагогических достижений «Педагогические надежды». Она прошла на городской уровень и в итоге вошла в шестерку лучших молодых педагогов города. Элина – очень творческий, бесстрашный, активный человек, мама двух мальчиков, но она все успевает, и ей все интересно. Элина – лидер, это сразу видно, ученики ее обожают. А Леонид совсем другой: он эмпат, готов всем идти навстречу, отлично работает в команде, любит своих учеников, носится с ними, выслушивает, помогает…
Конечно, не все остаются в проекте надолго. Кто-то уходит через год: поменял школу, переехал, соз-дал семью… Но есть и те, кто с нами из года в год. У нас крепкая связь с нашими выпускниками, мы видим их дальнейший путь. Кто-то идет в магистратуру, аспирантуру, ребята защищают диссертации, кто-то получает новую должность в школе. Проект помогает проявить себя не только в качестве педагога, но и в качестве лидера, будущего члена административной команды школы.
Я хочу поблагодарить всех, кто сотрудничает с нами. Такое общение дает уверенность, что школа сохранит все самое лучшее и будет дальше развиваться благодаря нашим замечательным педагогам.
К педагогическому труду нельзя подходить формально – эта работа требует полной отдачи. И молодых педагогов, готовых к этому, у нас, к счастью, много.

Беседовала Алиса Иванова
Фото Константина Белаша, ЦДЮТТИТ Пушкинского района

На фото: Любовь Серова, директор ИМЦ; Элина Смирнова и Леонид Микляев, лидеры проекта в 2022 году; Юлия Катович, руководитель РМО наставников; Светлана Смирнова, руководитель проекта «Учитель XXI века», редактор газеты «ПеЛиКАН»

«Царскосельская газета» № 15 от 20 апреля 2023 г.

Добавить комментарий