Вторник 21 Мая 2024 года

«Умники и умницы»: равные возможности и честная победа

Одна из особенностей педагогического сообщества Пушкинского района – в том, что здесь работает множество спе-циалистов, посвятивших себя работе с «особенными» детьми. В районе сейчас шесть образовательных учреждений, реализующих адаптированные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, – это школы-интернаты №№ 8, 16, 67, 68 и школы №№ 449 и 607. Неудивительно, что в районе рождается множество ярких проектов, ориентиро-ванных на всестороннее развитие воспитанников. И один из них – предметный конкурс для учеников начальных классов «Умники и умницы», придуманный учителями-логопедами школы-интерната № 8 Юлией Евгеньевной Розовой и Татьяной Васильевной Белозерцевой, единственный официальный интеллектуальный конкурс городского масштаба для детей с различными нарушениями развития.

Преодолеть себя

В этом году конкурс «Умники и умницы» проходил уже в 16-й раз. Подведение итогов и награждение победителей и лауреатов состоялось в стенах интерната 14 апреля.
В последний раз школа-интернат встречала в своих стенах такое количество юных гостей из всех районов Петербурга в 2019 го-ду: впервые за три года, прошедших с начала пандемии коронавируса, конкурс проходил в очном формате. На входе умников и умниц встречали веселые звери: Зайка, Сова и Кот Леопольд.
С приветственным словом к победителям обратились профессор, заведующий кафедрой специальной (коррекционной) педагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Наталья Николаевна Яковлева и директор школы-интерната № 8 Андрей Анатольевич Савченков. К сожалению, по состоянию здоровья не все победители смогли приехать за своими дипломами и призами сами. Для детей с ограниченными возможностями не только выполнение конкурсного задания, но и участие в награждении может стать очень непростой задачей, ведь нужно преодолеть себя, приехать, дождаться, пока тебя назовут, подняться на сцену. Но все ребята, приехавшие в этот день в Павловск, справились великолепно.
– Наш конкурс проходит в несколько этапов, – рассказала Юлия Розова. – Первый этап – школьный, на нашем сайте в открытом доступе выложены задания. Каждое образовательное учреждение проводит внутришкольный этап конкурса, определяя победителей. Второй этап конкурса, городской, прошел на базе школы-интерната № 8 в марте.
В течение трех дней ребята выполняли непростые задания по русскому языку, математике, окружающему миру. Во втором этапе «Умников и умниц» принял участие 471 человек из 30 образовательных учреждений всех районов Санкт-Петербурга, при этом некоторые ребята выполняли конкурсные задания по всем трем предметам сразу.

В Павловск – с радостью

В первый раз конкурс прошел в школе-интернате № 8 в 2004 году как школьная предметная олимпиада, потом к участию в ней присоединились ученики школ-интернатов № 67 и № 68. Официально история «Умников и умниц» началась в 2007 году, когда конкурс, организованный Юлией Розовой и Татьяной Белозерцевой, стал районным.
А в 2012 году при поддержке кафедры специальной (коррекционной) педагогики СПб АППО он получил статус городского.
– Самое большое количество образовательных учреждений-участников, которое у нас было за все 16 лет истории конкурса, – 43 школы, – рассказывает Юлия Евгеньевна. – Было даже международное участие, приезжала делегация школы из Таллина. Но нас подкосила пандемия. Мы не закрылись, проводили конкурс дистанционно, но это совсем не те ощущения. Да, многим детям трудно приезжать к нам, проще включить компьютер и выполнить задания онлайн. В этом году некоторые участники тоже хотели просить разрешения участвовать дистанционно, но сейчас они говорят: «Мы не пожалели, что приехали, мы даже не устали». Детям ведь тоже хочется социализации и живого общения, и такой конкурс – прекрасная возможность. К нам всегда приезжают с радостью, потому что дети знают, что у нас их встретят, помогут, на все вопросы по сотому кругу ответят. Они не боятся быть на сцене. К нам они едут, как домой.
– В этом году в конкурсе участвовало несколько детей с расстройством аутистического спектра, – поделился директор школы-интерната № 8 Андрей Анатольевич. – Им было тяжело, но они все равно преодолели все этапы конкурса и смогли прийти на церемонию награждения. Ребятам с аутизмом потребовалось приложить немало усилий, чтобы принять участие в таком многолюдном мероприятии: есть реакция на музыку, на посторонних людей, это для них тяжело… Но они самостоятельно вышли на сцену без сопровождения взрослых, они справились! За этой на первый взгляд легкостью стоит большой труд родителей и педагогов! Для каждого участника конкурс – это не только интеллектуальное состязание, но прежде всего преодоление себя.

Единственный и сложный

– Раньше в Санкт-Петербурге не было официального интеллектуального конкурса для учеников начальных классов с ограниченными возможностями здоровья, – отметила Юлия Евгеньевна. – Были творческие конкурсы, были спортивные. А интеллектуальных не было. Есть конкурс «Эврика» для ребят постарше, учеников 5–9-х классов (его проводит школа № 3 Красногвардейского района) и региональный конкурс «Слушаю и говорю» для глухих и слабослышащих обучающихся начальных классов, который рассчитан на определенную и не столь многочисленную категорию учащихся. Таким образом, наш конкурс – единственный, рассчитанный на учеников 1–4-х классов с ОВЗ.
А ведь таких детей сложно учить, и огромную роль играют успех, признание. Тем почетнее победить в «Умниках и умницах», тем более что конкурс достаточно сложный. Все вопросы по предметам соответствуют программе «Школа России», единственное отличие – все задания подаются в игровой форме, сопровождаются иллюстрациями. При этом есть вопросы базового уровня, доступные почти всем детям, а есть и задания повышенной сложности, многоуровневые, при выполнении которых нужно руководствоваться сразу несколькими инструкциями. Абсолютно глухих ребят на конкурсе сопровождает сурдопереводчик (обычно из другой школы, чтобы не было соблазна подсказывать «своим» правильные ответы). Для слепых и слабовидящих детей задания тоже адаптируются – их печатают крупными буквами или шрифтом Брайля. И рядом с такими детьми сидит ассистент или тьютор.
– Победителей конкурса – 27 человек, это небольшой процент от числа участников, и в этом году мы решили награждать не только победителей, но и лауреатов , – рассказала Юлия Евгеньевна. – Часто детей с ОВЗ жалеют, стараются дать места всем. Но ребята такое не любят, это обесценивает их старания. Равные возможности и честная победа – это то, за что наш конкурс уважают ребята, родители и педагоги.

Алиса ИВАНОВА
Фото автора

«Царскосельская газета» № 16 от 27 апреля 2023 г.

Добавить комментарий