Среда 22 Мая 2024 года

Наставник, который изменил мою жизнь

28-30 апреля в Центре детско-юношеского технического творчества и информационных технологий Пушкинского района прошли очные мероприятия XXI Открытого регионального Царскосельского форума школьной прессы, а также награждение победителей многочисленных индивидуальных и командных конкурсов. Один из них был организован «Царскосельской газетой», которая много лет входит в число партнеров форума. В Год педагога и наставника мы предложили участникам вспомнить всех тех, кто помогал им расти, взрослеть и развиваться, и рассказать о людях, которые изменили их. Сегодня мы предлагаем нашим читателям познакомиться с работами победителей, которые публикуются с незначительными сокращениями.

1-е место
Используй все шансы!

Учителя, педагоги, наставники – те люди, которые на протяжении жизни не только пытаются вложить в детские головы знания, но и поддерживают в жизненных ситуациях, помогают в осуществлении самой заветной мечты, даже если она кажется несбыточной. Но бывает и так, что фраза педагога оказывается жестокой, несправедливой, сбивающей с толку.
К сожалению, так случилось со мной – тихой, скромной девочкой, которая, читая местную газету одного приморского городка, мечтала стать журналистом и представляла, что однажды тоже опубликуется на ее страницах.
В начале сентября мы всем классом обсуждали планы на будущее. Кто-то планировал стать врачом, экономистом, программистом. Я озвучила свою мечту: «Я хочу стать журналистом». На меня уставились удивленные глаза одноклассников и классного руководителя. А через несколько секунд прозвучала та самая роковая фраза, сказанная с недоверием и даже, я бы сказала, язвительно: «Журналистика? С чего ты взяла, что у тебя получится?».
Фраза классного руководителя убила надежду, которая таилась в глубине души. Несколько месяцев сомнения, желания выбрать что-то попроще, что действительно «получится», и осознание, что так не может больше продолжаться.
И решение (к счастью, поддержанное родными) – переезд в другой город ради приближения к мечте.
В литературе контрастные события принято называть антитезой. Так вот, моя жизнь в Санкт-Петербурге подчинилась канонам этого художественного приема. Здесь все по-другому: другой уровень образования, новые возможности и удивительные люди, читающие книги в метро. Этот город просто создан для меня! Время прошло, а фраза учителя все еще не оставляла в покое мое сердце и душу. Может быть, она права, и все это зря?
К счастью, в моей жизни появился наставник – Ольга Борисовна Дудкина, которая поверила в меня, дала шанс раскрыться и научила всему, что я теперь знаю и умею в сфере медиа. Мы познакомились на занятиях студии журналистики при районном Центре творчества, куда меня принес «счастливый ветер перемен». Я сразу поняла, что нахожусь на своем месте, что я хочу учиться и расти, в первую очередь над собой.
Целый год под крылом моего любимого наставника пролетел стремительно, не давая времени скучать по прошлому: выездные мероприятия, статьи, форумы, поездки. Благодаря Ольге Борисовне я стала победителем Всероссийского конкурса «Большая перемена» и еще на шажок приблизилась к мечте. Она была первым человеком, которому я позвонила с финала из МДЦ «Артек», чтобы поделиться радостной новостью о победе. И мы вместе плакали от счастья в телефонную трубку! Я считаю, что смогла победить только благодаря ее наставничеству и помощи.
И вот он, определяющий судьбу выпускной класс. Но я уже не тихая и скромная девочка, а уверенный в себе медийщик, главный редактор газеты. И уже без сомнений готова сказать, что поступаю на журфак. Та фраза, так повлиявшая на мое душевное состояние, больше меня не беспокоит. Теперь я ориентируюсь лишь на новую, сказанную моим любимым наставником: «У тебя решающий год, надо использовать все шансы!». Поддержка, свет, искренние переживания Ольги Борисовны теперь всегда сопровождают меня в пути, заставляют «гореть» и любить то, что я делаю, не сомневаться в правильности выбранного пути.
Моя мечта опубликоваться в газете исполнилась не раз, но оказалось, что это не предел. Я расту, борюсь, развиваюсь и стараюсь использовать каждый шанс, предоставленный судьбой, потому что так учит мой наставник, мой ориентир и опора не только в медиа, но и в жизни.
Олеся НЕТРЕБЕНКО (18 лет),
Студия мультимедийной журналистики «МультиVарка»,
ЦДЮТТ Московского района Санкт-Петербурга


2-е место
Счастье – рядом

Впервые о том, что «творчество – это не с девяти утра до шести вечера, а навсегда», я узнал от Людмилы Федоровны, ставшей для меня живым воплощением этой фразы. До четвертого класса она вела у нас музыку и рисование. Классное руководство в 5Б не хотел брать ни один преподаватель, а она решилась. Мы были ей очень признательны и скинулись на подарок.
День Знаний
Помню атмосферу того первого сентября: лучи солнца, пробивающиеся сквозь жалюзи, отремонтированная ко Дню знаний стена, уже измазанная кем-то красной краской, и едва уловимый запах медикаментов….
В этот день я посмотрел на нашего учителя другими глазами: а она еще и смелая: подписалась на классное руководство в 5Б! На вид ей было около 50 лет. Темно-зеленый балахон и берет, как у средневековых художников.
Черты лица мне казались выразительными, а взгляд – суровым. Или усталым?
Мы волновались, пряча за спинами подарок. Перед этим долго спорили, выбирая фирму, цвет и размер. Людмила Федоровна не сдержалась и засмеялась, получив от нас ту сковородку. Это сейчас я понимаю, почему. Интересной женщине, творческому человеку деревенские ребятишки подарили банальный предмет быта. Но тогда мы были искренне уверены, что дарить надо пользу! Она благодарила нас от души, не позволив засомневаться в правильности выбора. Сейчас при встрече мы улыбаемся вместе, вспоминая это.
Запах боли
Запах лекарств в кабинете вызывал у меня вопросы. Может, она нездорова? Или ночами подрабатывает в больнице? Ребята шепнули, что у нее болеет кто-то… Я не удержался:
– А почему здесь пахнет лекарствами?
Она грустно улыбнулась:
– Мой отец болен, я каждый день езжу в клинику, отвожу медикаменты.
– Почему вы сейчас не рядом с ним? – удивился я.
– Я не могу уйти из школы, потому что это часть моей жизни, я дышу творчеством, это дает мне заряд жизненной энергии, который я привожу отцу. Для него важно, чтобы я была счастлива, я верю, что от этого ему становится легче.
Мне трудно цитировать точно, ведь прошло столько лет. Но смысл этих слов впечатался в мою душу.
Самый главный ресурс
Вспоминаю урок. Людмила Федоровна обращается к навострившему уши классу:
– Жизненные трудности бывают у всех. Главное – не забывайте о любимом деле. Когда силы отступают, всегда можно окунуться в ту атмосферу, которая связывает вас с чем-то прекрасным. Не стремитесь искать счастье, оно рядом. Надо научиться проживать его сейчас.
Мысли сумбурно роились в моей голове, но темно-зеленый бесформенный балахон теперь стал обретать черты плаща супергероя.
Я ждал каждое новое занятие, но меня влекли уже не живопись и музыка, а желание услышать философию жизни. Кроме теории композиции мы узнали, что «творчеством не занимаются – им живут». И часто это важнее денег:
– Даже если будут платить очень мало, я все равно буду заниматься творчеством. Если бы не было жизненной необходимости зарабатывать деньги, я работала бы просто так, ради удовольствия. Ведь твоя работа – это история, в которую ты вкладываешь самый главный ресурс – свою жизнь.
Открытое письмо
Людмила Федоровна! Я до сих пор благодарен, что на переменах Вы разрешали нам подключать колонки и слушать музыку (и не только программные произведения). Я помню, как Вы повторяли: «Вы все сможете, если захотите!» И у меня (пусть не вдруг) стало получаться, ведь Вы в меня верили! Помню, как помогали сдать экзамены, мотивируя учиться. И я точно знаю, что своим увлечением музыкой я обязан Вам. Столько с нами было проблем, но Вы продолжали в каждом из нас видеть личность, способную измениться к лучшему. А еще спасибо, что довели нас до 9-го класса, и только потом вышли на пенсию…
И у меня есть мечта
Конечно, этот человек не случайно появился в моей жизни. Это был наставник, изменивший меня. Мы все еще общаемся, поздравляем друг друга с праздниками. Я знаю, она мечтает, чтобы каждый из выпускников встретил в своей жизни настоящего профессионала, который смог бы передать ему не только свой опыт, но и любовь к делу. Делу всей жизни.
Кстати, Людмила Федоровна очень рада за меня: я поступил в Томский техникум водного транспорта и судоходства. Через три с небольшим года стану настоящим капитаном (правда, здесь принято говорить «судоводителем»).
И тогда я обязательно приглашу Людмилу Федоровну на прогулку на теплоходе по Томи, чтобы еще раз сказать ей: «Спасибо!».
Александр ЧУБАРОВ (16 лет),
Томский техникум водного транспорта и судоходства


3-е место
Человек, к которому хочется вернуться…

С раннего детства и до сих пор я восхищаюсь музыкантами и их умением создавать в человеческой душе настоящий ураган эмоций. Они удивительно чутки и искренни и могут впустить тебя в свой собственный мир лишь через прикосновение к инструменту. Хотя мне было страшно выступать на сцене, я всегда мечтала прикоснуться к этому загадочному миру. И я пришла в музыкальную школу.
По воле судьбы моим учителем, наставником и просто другом стала Алина Юрьевна Сладковская, моя учительница фортепиано. Это самый добрый, душевный и искренний человек из всех, что мне приходилось встречать.
Я провела с ней десять лет своей жизни и сейчас понимаю совершенно точно: моя учительница подарила мне часть своих внутренних богатств и помогла мне стать тем, кем я являюсь.
Помню, как она появлялась из темного коридора, красивая и нарядная, с накинутым на плечи шарфом. Она всегда улыбалась, с неж-ностью относилась к детям, которым аккомпанировала в хоре, называя их «зайчиками и котиками». Урок неизменно начинался с того, что Алина Юрьевна спрашивала о моем дне, настроении и погоде за окном. Перед любым экзаменом она старалась согреть мои вечно холодные руки и ласково повторяла: «Алёнчик, ничего не бойся!»…
Именно Алина Юрьевна открыла мне дверь в тайный и глубокий мир музыки, научила замечать красоту в деталях окружающего мира и привила страстную любовь к искусству. Когда мне трудно было понять, как правильно сыграть ту или иную мелодию, она придумывала для меня ассоциацию, например: «Представь, будто пастух трубит в свой рожок где-то высоко в горах, созывая стадо», – и у меня все получалось. Теперь, когда я слушаю музыку, это всегда сопровождается образами, которые я представляю. Музыка всегда трогает меня и вдохновляет на что-то хорошее, она помо-гает мне писать и поднимает настроение.
Можно даже сказать, что музыка и подобное видение мира стали для меня маленьким смыслом жизни.
Когда пришло время выпуска, я написала моей учительнице стихотворение. Написала потому, что хотела сказать ей важные слова на нашем общем языке. Помню, как она посмотрела на меня по-другому, с каким-то особым блеском в глазах. Наверное, тогда она поняла, как сильно выросла та малышка, которая пришла к ней когда-то учиться и открывать для себя еще не изведанное.
Возможно, что без Алины Юрьевны этого бы не было. Она – тот человек, рядом с которым не было страшно ошибиться, который всегда тебя поймет и поддержит. Человек, к которому хочется вернуться.
Алена ЕМЕЛЬЯНОВА (16 лет),
медиастудия «Репортер» ДДТ «Юность» Выборгского района Санкт-Петербурга


Лауреат

Её слова всегда дают надежду…

Заходя в лифт, я представляю, как через несколько мгновений приоткроется дверь в квартиру, и я… снова увижу ее. Чашка наполнится чаем, а кухня – мурчанием котов. Она снова покажет мне свою новую картину, мы будет обсуждать разные мелочи и затрагивать глобальные вопросы…
Лифт останавливается, я выхожу и нажимаю кнопку звонка. Щелкает задвижка, и вот уже передо мной стоит Ирина Владимировна. Мой любимый учитель и дорогой мне человек. Художник, ценитель искусства, любитель природы и преподаватель английского языка. Все в ней сочетается. Всегда меня удивляла и ее способность видеть во всем хорошее. Вот вроде бы плохая оценка, ссора, ужасное настроение… И тут же: «исправишь», «помиришься», «завтра будет лучше». Ее слова всегда дают надежду, а советы помогают. После знакомства с ней я тоже стала проще относиться к жизни. Те проблемы, что раньше были катастрофой, теперь – пустяки. И ты больше не тратишь свои силы на ненужные, а порой и глупые вещи.
Наверное, и к людям я стала относиться лучше, ведь Ирина Владимировна всем дарит частичку своей светлой души. Даже ее коты стали добрее, прожив несколько лет в ее уютной квартире. Помню их еще маленькими хулиганистыми котятами. Бегали из комнаты в комнату и иногда заглядывали к нам на урок. Сядут рядом и с внимательным видом слушают Ирину Владимировну. Будто понимают, о чем идет речь. А через пару минут один из них чихнет, прервав идиллию, и снова коридор наполнится игривым шипением и ударами лапок о пол. Сейчас я уже вижу взрослых котов с очень умными глазами. Рыжий и Кузя. Два брата-акробата. Так я их называю. Натворят что-нибудь, а потом ходят грустные: раскаиваются…
Приятный запах, картины на стенах и стол с большой стопкой учебников по английскому. Именно за этим столом каждую субботу я учу что-то новое и интересное. Если не понимаю, учитель объяснит еще раз или придумает какую-нибудь хитрость, чтобы мне проще было запомнить материал.
Именно благодаря Ирине Владимировне я стала любить английский язык и ценить каждый момент своей жизни.
Мария СИЛКИНА (13 лет),
медиастудия «Репортер» ДДТ «Юность» Выборгского района Санкт-Петербурга

«Царскосельская газета» № 18 от 18 мая 2023 г.

Добавить комментарий