Пятница 22 Ноября 2024 года

Память. Все они – история. Все они – мы

В мае этого года поисковый отряд «Атака» Дома молодежи «Царскосельский» провел первый выезд на вахту. Вот уже седьмой сезон бойцы «Атаки» занимаются поиском и последующей идентификацией останков солдат, погибших во время Великой Отечественной войны. О своей миссии рассказали командир отряда Кирилл Королев и его заместитель Ирина Соколова.

– Что вы чувствуете, когда вам удается добиться справедливости для бойца?
Ирина: Мне кажется, что справедливость – это странное слово. Справедливости они (бойцы) добились в сорок пятом году.
Мы, наверное, работаем ради какого-то внутреннего спокойствия – нашего и родственников пропавших без вести воинов. А конкретно для бойца… мы не знаем, чего добиваемся для него. Кто-то считает, что нельзя трогать место, где человек погиб. А некоторые полагают, что правильнее захоронить его с почестями. Это, скорее, про наше самоощущение, и оно у каждого свое. Особенное.

– Какое оно у вас?
Ирина: Ощущение правильности работы, которую мы делаем, и ее нужности, важности для себя, для истории… это, скорее, моя справедливость. Получается, я тоже вкладываю какую-то часть себя в память о герое.
Кирилл: Действительно, есть люди, которые твердо убеждены, что если человек погиб, лучше его уже не трогать. Он сделал все, что мог, и он достоин теперь покоя на этом месте. И это в принципе правильная точка зрения: до той поры, пока ты не находишь останки человека, считавшегося пропавшим без вести и потом не встречаешь его родственников. После этого ты уже не веришь, что надо оставлять все как есть. Справедливость – хорошее слово. Странно даже, почему Ирина не вспомнила об этом. У нашего отряда девиз: «Справедливость превыше закона». Не шуточный, на самом деле девиз. И еще один.
Ирина: «Любовь превыше справедливости».
Кирилл: Вот у нашего отряда два девиза. Мы сами их придумали,
и они полностью отвечают нашим жизненным ценностям.

– Как вы устанавливаете связь с родственниками погибших?
Кирилл: В большей степени случайно. Часто нам помогают. Есть люди, которые занимаются этим более умело, чем мы. Они ищут по архивам. Был интересный случай, когда я «ВКонтакте» нашел родственницу бойца: просто вбил данные в строку поиска, и адрес сразу выскочил. Вот это было удивительно! Как правило, люди ищут очень долго. И по старым адресам, которые указаны у солдат в медальонах и по которым они были приписаны к военкомату, и по именам родственников, которые были указаны, чтобы связаться в случае смерти бойца. Как правило, это родные, жена. Вот их и пытаемся найти. Но времени уже прошло много, люди переезжали – и не раз. Исчезают с карт и улицы, и населенные пункты, поэтому бывает сложно. Вот у нас сейчас два бойца с еще не найденными родственниками.

– Расскажите про алгоритм поисковой работы.
Кирилл: Мы приезжаем и начинаем копать.
Ирина: Инструкция от командира. Это все, что нужно знать об организации работы.

– В некоторой степени спонтанно?
Кирилл: Да, в некоторой сте-пени спонтанно, потому что у нас много мест, где бои шли непрерывно – там каждая пядь земли полита кровью. Мы, например, знаем, что в таком-то году в этом месте шли бои; наши здесь наступали, занимая эти позиции, или отступили. И все. Ищем. Есть места, по которым десять раз до тебя кто-то проходил, как на Невском пятачке. Там каждый год копают. 22 июня по инициативе отряда в деревне Рапполово, в окрестностях которой располагается госпитальное захоронение, будет установлен памятный знак. Следующий запланированный шаг – поисковая экспедиция на остров Соммерс. Труд поисковых отрядов позволяет увеличить количество героев, вновь обретших имя и семью. Все они – история. Все они – мы.
***
От лица Дома молодежи «Царскосельский» мы желаем бойцам «Атаки» успехов в их нелегком деле.

Беседовала Ксения Макова, «Многогранник-журналистика»
Фото предоставлено объединением «Многогранник»

«Царскосельская газета» № 22 от 15.06.2023 г.

Добавить комментарий