АРХИВАРИУС: Природные ландшафты окрестностей Павловска на фотографиях С.М. Прокудина-Горского: НОВАЯ НАХОДКА
О выдающемся российском фотографе-профессионале Сергее Михайловиче Прокудине-Горском и его фотографической фирме мы писали на страницах нашей газеты в апреле 2016 года (№ 14). В статье говорилось об участии фирмы в Царскосельской юбилейной выставке 1911 года, на которой были представлены образцы цветной печати, а также фотографии с натуры. Каталог к выставке содержал список экспонировавшихся снимков, среди которых были перечислены фотографии, исполненные в Императорском ботаническом саду.
Продолжив поиск в архиве Ботанического института им. В.Л. Комарова РАН (современное название Ботанического сада), автор статьи обнаружил новый уникальный материал. Находкой являются ранее неизвестные фотографии, исполненные в мастерской фотоцинкографии С.М. Прокудина-Горского (21 фотография). На фото запечатлены природные ландшафты, древесные сообщества, луга, растения – индикаторы почвы, отдельные представители мхов и лишайников. Адрес фотосъемок, что для нас особенно интересно, – «Павловск II – Поповка», а также берега реки Оредеж, Дудергоф и др. (Архив музея Ботанического института, инв. №№ 18581–18599; 18621, 18622). Исторически Павловск делился на две части – правобережную под литерой «I» и левобережную под литерой «II», что объясняет адрес «Павловск II – Поповка» Царскосельского уезда. Река Поповка расположена к югу от Павловска, между деревнями Пязелево и Попово. Ее берега известны интересным геологическим обнажением, которое было описано в XIX в. Этот объект был включен в специальную геологическую экскурсию Международного геологического конгресса в 1907 г.
Павловск II – Поповка. Заливные луга (природный ландшафт).
Фотография С.М. Прокудина-Горского (?).
(Публикуется впервые).
Павловск II – Поповка. Луговые травы во время цветения.
Фотография С.М. Прокудина-Горского (?).
(Публикуется впервые).
Виды лишайников из гербария
Императорского ботанического сада.
Клише и цветная печать С.М. Прокудина-Горского.
Императорский ботанический сад мог заказать найденные фотографии для тематической выставки, для музейной экспозиции или для наглядных пособий одного из своих научных отделов. Это могли быть и макеты листов, предназначенные для альбомов по отечествоведению.Штамп художественной фотоцинко-графии С.М. Прокудина-Горского.
(Публикуется впервые).
Каждый бумажный альбумированный фотоотпечаток этой подборки был наклеен на паспарту из твердого картона размером 35 х 41 см, на обороте которого стоит штамп синей краской с указанием аббревиатуры фотоателье: «Художественная фотоцинкография С.М. Прокудина-Горского. Большая Подъяческая, 22. Телефон № 1118. С.-Петербург». Наличие штампа было присуще каждой «Фотографии», как тогда называли фотоателье. Имя С. М. Прокудина-Горского на штампе еще не означало его авторства (личного участия) как фотосъемки, так и получения фотоотпечатка. Документального подтверждения авторства фотографии нет. Фототиполитография по указанному адресу была основана в 1901 г. и функционировала в течение почти 20 лет со штатом до 30 служащих. Здесь принимали заказы на изготовление автотипных и штриховых клише, фототипий, (т. е. фотографий, напечатанных на бумаге), гелиогравюр, художественной иллюстрированной печати, воспроизведение в красках картин и акварелей. Так, например, по заказу Император-ского ботанического сада были сделаны цветные фотографии гербарных образцов разновидностей лишайников для академического издания «Флора лишайников Средней России. Юрьев. 1906–1911 гг.». Цветная вклейка была отпечатана с клише С.М. Прокудина-Горского (журнал «Фотограф-любитель», 1907, № 6. С. 161.).
Обложка книги В. Мольденгауэра «В хвойном лесу».
Художник О. Клевер. Цветная литография.
Из библиотеки автора.
Жителям города Пушкина хорошо известен Виктор Федорович Мольденгауэр, который в 1917 г. создал в Александровском парке Музей местной природы (о нем можно прочитать в книге А. Садикова «Из Павловска в Царское Село и обратно»). Для книги В. Мольденгауэра «В хвойном лесу», 1913 г. цветная литографированная обложка и 37 черно-белых рисунков художника Оскара Клевера были исполнены в «художественной фотоцинкографии С.М. Прокудина-Горского, Петербург, Б. Подъяческая ул., 22» (из библиотеки автора).
В России подлинных фотоснимков, выполненных в мастерской мастера, почти не сохранилось.
С.М. Прокудин-Горский у водопада Кивач. 1916 г.
(Фото из книги: Российская империя в цветных фотографиях
С.М. Прокудина-Горского. М., 2013).
Находка новых фотографий, имеющих прямое отношение к наследию всемирно известного русского фотографа, является большим событием как для продолжения исследования творчества С.М. Прокудина-Горского, так и для пополнения отечественной истории фотографии новыми артефактами.
Алексей ВЕКШИН, биолог, действительный член Русского географического общества
«Царскосельская газета» № 11, 2017 г.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.