Радость жизни
Павла Павловича Плотникова с «Царскосельской газетой» связывает многолетнее сотрудничество – он проживал в Пушкине, писал в газету статьи и очерки о Великой Отечественной войне. 23 марта ветеран, гвардии полковник, почетный гражданин города Костомукши, член Союза писателей России Павел Плотников отметил 105-й день рождения. В своем письме в редакцию он поздравил всех читателей с 80-летием Сталинградской битвы. К письму был приложен рассказ о Павле Петровиче, написанный его сыном – Андреем Павловичем Плотниковым. Публикуем некоторые фрагменты.
Человеку за 100 лет, а он каждое утро встречает с улыбкой. Он 20 лет как не видит, но ему интересна жизнь, он в курсе послед-них известий, переживает, что нет мира на земле. Его волнуют проблемы образования и, конечно, жизнь внуков и правнуков…
Родился потомственный казак Павел Плотников 23 марта 1918 года на хуторе Крутинском Хоперского округа Донской области. Отец погиб в 1919 году на Гражданской войне, 25-летняя молодая женщина Мария Гавриловна Плотникова осталась одна с больным свекром и тремя сыновьями пяти, трех лет и одного года, а еще на ней были дом и земля, которыми нужно было заниматься, чтобы выжить…
На хуторе была начальная школа. Чтобы отправить туда детей, матери пришлось обменять козла на букварь… Учиться было непросто – дома никто не мог помочь, поскольку взрослые были неграмотными…
В четвертом классе учительница Вера Николаевна Забазанова повела учеников за 12 километров на железнодорожную станцию Кумылга, где дети впервые увидели кирпичное здание вокзала, водокачку, рельсы. Паровоз с вращающимися колесами, дымом из трубы, клубами пара произвел неизгладимое впечатление… В 1929 году Вера Николаевна сводила ребят в избу-читальню, где местный умелец показал работу самодельного детекторного радиоприемника. Это было непостижимо – голос человека из Москвы достигал их хутора…
Чтобы дети могли продолжить образование, семье нужно было переезжать…
В 1931 году мать продала дом на хуторе и купила убогий домик с земляным полом рядом со станцией Кумылженская… В классах было по 20-25 человек. Из-за нехватки учебников учителя начитывали материал вслух. По математике, химии, биологии, русскому языку, физике учебники были. Историю учили в основном с позиции классовой борьбы, изучали полеводство, животноводство, столярное дело.
Питание в школах организовано не было. В 1932–1933 годах весь урожай забирали «под метёлку». 7 августа 1932 года вышел указ, запрещавший сбор колосков на колхозных полях. Жили овощами, варили моллюсков-перловиц из речки, дошло дело до овечьих шкур – резали на ремни, опаливали, варили. Иногда соседи давали горсть пшена или кукурузы. Корову, чтобы не украли, запирали на ночь в доме… Но даже в эти голодные годы у мальчика не было и мысли бросить школу…
После окончания восьмого класса в 1934 году во время каникул Павел встретил студента сталинградского пединститута, поговорил с ним, посоветовался с учителями и написал заявление в приемную комиссию на исторический факультет. В конце июля пришел ответ – явиться в августе для сдачи вступительных экзаменов. Вот только босым было ехать нельзя, заняли у соседей яиц и масла, чтобы сдать в «потребиловку» (Райпотребсоюз) и купить ботинки. 65 километров на подводе до железнодорожной станции, а оттуда на поезде в Сталинград. Все экзамены Павел сдал и получил повышенную стипендию – 87 рублей… Жили в общежитии по шесть человек в комнате, у каждого кровать, тумбочка, один шкаф на всех, посредине стол, на котором графин с водой, чайник, шахматы. Одна лампочка над столом и черная тарелка репродуктора… Учебников часто не хватало, но были материалы лекций…
Павел изучал стенографию, ходил в кружок эсперанто, посылал открытки в разные страны и получал ответы. Близко к сердцу восприняли студенты гражданскую войну в Испании, в 1937 году участвовали в переписи населения… Студенты жили в унисон со всей страной…
В 1938 году Павел с отличием окончил исторический факультет сталинградского пединститута. Четыре года работал учителем истории в станице Верхне-Курмоярской на Дону, одновременно заочно учился на центральных курсах иностранных языков в Москве. Для знакомства с носителями языка ездил в Поволжье, нашел двух немцев в станице Верхне-Курмоярской. Когда началась Великая Отечественная война, Плотников уже хорошо говорил по-немецки. Его не призвали в армию из-за сильной близорукости, но в сентябре 1942 года он добровольцем вступил в ряды Красной Армии и стал бойцом 154-й Отдельной морской стрелковой бригады 64-й армии.
Он стал морским пехотинцем, сержантом и военным переводчиком штаба бригады. Из 1418 дней войны Павел Плотников был на фронте 975 дней. Он начинал сержантом и военным переводчиком, а в запас уходил гвардии капитаном и старшим инструктором по пропаганде среди войск противника при политотделе 119-й гвардейской стрелковой дивизии (Прибалтийский фронт). Его работа была отмечена боевыми наградами: двумя орденами Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды и шестнадцатью медалями.
Демобилизовался Павел Павлович в 1987 году и вернулся к преподавательской работе в школах Ленинграда и Пушкина.
Я спрашивал отца: «Зачем ты так много готовишься к каждому уроку? Ты все знаешь, особенно о войне». Отец отвечал, что каждый урок должен быть интересным ученику. Он дважды возил старшеклассников в Волго-град и на месте показывал, где воевали в том числе моряки его бригады. После выхода на пенсию много занимался общественной работой в городе Пушкине, окончил курсы экскурсоводов дворцов Павловска и Пушкина.
Для отца книги были целым миром. Он работал в Подольске в архиве ВС СССР, дополняя свой фронтовой дневник, который издал в 2000 году, затем написал на его основе книги «Каждый прошел свою войну» и «С Родиной в сердце». Для семьи он написал «Родимую сторону» и «Воспоминания студента», а для школьников – пособие «Семнадцать уроков патриотизма» и книгу «Война изнутри»…
Вот и сейчас в свои 105 нет ему покоя: слушает радио, кроме передач о здоровье (болезнях). Ему интересно, какие птицы прилетают на кормушку, была ли белка, а когда гуляем – слышит появление и дятла, и ворон. Проходящих и здоровающихся с ним женщин величает «сударушками». Вспоминает хуторян, сокурсников, однополчан, своих учеников. Многие их них стали для нашей семьи заочными знакомыми, некоторых я знал лично. Вот так живет казак: не унывая, вопреки всему, с улыбкой встречая каждое утро, как драгоценный подарок.
«Царскосельская газета» № 27 от 20.07.2023 г.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.