Среда 08 Мая 2024 года

В Пушкине будет восстановлен Царский вокзал

Такое решение было принято на первом заседании попечительского совета фонда «Царскосельский вокзал». В нем приняли участие губернатор Александр Беглов, депутаты Государственной думы РФ Владимир Ресин и Леонид Слуцкий, сообщает пресс-служба Смольного.
В сообщении также отмечается, что реставрация павильона станет одним из этапов комплексного развития территории, включающей Фёдоровский городок, Фермский парк и другие объекты, а также воссоздания исторической железной дороги в ее первоначальном виде.
– Мы создали фонд, чтобы восстановить Царский вокзал – единственный императорский вокзал в России. Сейчас разрабатывается концепция использования здания после реставрации. Финансирование будет осуществляться за счет городского и федерального бюджетов, а также на деньги жертвователей, – сказал Александр Беглов.
С тридцатых годов прошлого века здание вокзала не использовалось и постепенно разрушалось. Сейчас проводится его комплексное исследование. Следующие этапы – проектирование и реставрация.
Леонид Слуцкий отметил, что императорский вокзал в Царском Селе будет полностью восстановлен в первозданном виде, включая здание, перрон и уникальные росписи, которые уже частично раскрыты реставраторами.


Царский вокзал (павильон) – объект культурного наследия федерального значения. Павильон построен в 1911 году в любимом Николаем II «неорусском» стиле. В таком же стиле построены Фёдоровский городок, Ратная палата и казармы Собственного его величества конвоя. Все вместе они образуют архитектурный ансамбль, в котором использовались мотивы древнерусского зодчества.
Для приема поездов, идущих в Царское Село через станцию Александровскую, в 1895 году началось строительство Царского павильона. Проект включал в себя деревянный вокзал и крытую платформу длиной примерно 213 м. Движение по Императорской ветке было открыто в 1902 году. По ней в Царское Село отправлялись члены императорской фамилии и представители иностранных держав.
25 января 1911 года деревянный вокзал полностью сгорел, уцелели лишь платформа и часть навеса. На месте сгоревшего павильона по проекту архитектора В.А. Покровского и при участии выпускника Академии художеств М.И. Курилко, работавшего по приглашению мастерской «Наследники П.П. Пашкова», возведено новое здание, от которого по территории Фермского парка была проложена шоссейная дорога к Александровскому дворцу.
В период Первой мировой войны вокзал служил для доставки раненых в развернутый в Фёдоровском городке госпиталь.
В 1918 году станция была переименована в Павильон Урицкого и использовалась как общежитие работников Путевого ремонта механического завода, созданного на базе императорского железнодорожно-ремонтного депо («Ремпутьмаш»). С шатра над крылом были сняты царские эмблемы, парадные залы были разделены перекрытиями, крыльцо приспособлено под кухню, утрачена мебель, светильники, предметы декоративно-прикладного искусства. В 1970-е годы здание было расселено и с тех пор не используется. Стометровый дебаркадер был окончательно разобран в 1930-х годах. Императорский павильон сильно пострадал в период Великой Отечественной войны.
Как отметил Владимир Ресин, несмотря на то что десятилетия здание было заброшено, оно находится в гораздо лучшем состоянии, чем был до реставрации кронштадтский Морской собор, и выразил уверенность в успехе восстановительных работ.

Подготовила Лариса Крымова
Фото gov.spb.ru
«Царскосельская газета» № 31 от 24 августа 2023 г.

Добавить комментарий